Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
безвозвратно. А если так, то, значит, в них невозможно найти устойчивую опору. Войны с
их бомбардировками и грабежами грозят дому и всему, что в нем находится.
Итак, результат работы хозяйки является предметом потребления; женщина обречена на
постоянное самоотречение, поскольку любой ее труд увенчивается разрушением. Для того
чтобы она шла на это без сожаления, надо по крайней мере, чтобы ее жертвы доставляли
кому-либо радость, удовольствие. Но поскольку цель хозяйственной работы заключается
в том, чтобы поддерживать статус-кво, муж, привыкший жить в чистоте и порядке, не
замечает ни того ни другого, беспорядок и небрежность скорее привлекают его внимание.
К вкусному блюду он проявляет больше интереса. Самым радостным для хозяйки
моментом является момент, когда она ставит на стол хорошо приготовленное блюдо.
Удовольствие мужа и детей выражается не только в похвалах, но и в том, что они с
аппетитом едят его. Кроме того, результаты труда хозяйки в этом случае уничтожаются не
полностью. Ведь поглощенная пища превращается в жизненные силы. Здоровье близких
представляет для женщины более животрепещущий интерес, чем чистота паркета. Работа
кухарки, без всякого сомнения, имеет непосредственную связь с будущим. Однако, хотя
искать опору в независимом существе более разумно, чем в неодушевленных предметах,
это тоже очень опасно. Работа кухарки может быть оценена только едоками. Ей же
необходимо их одобрение, она ждет, чтобы они похвалили ее блюдо и попросили добавки,
раздражается, если им не хочется есть. Иногда даже бывает непонятно, готовит ли хозяйка
для мужа или же муж существует для того, чтобы поедать приготовленные ею блюда. Эта
неясность вообще окрашивает все поведение домашней хозяйки: она поддерживает
порядок в доме для мужа, но в то же время требует, чтобы он тратил все заработанные
деньги на покупку мебели или холодильника. Она хочет сделать его счастливым, но все
его занятия должны соответствовать тем понятиям счастья, которые создает она.
Когда-то эти требования женщин, как правило, удовлетворялись. Речь идет о тех
временах, когда семейное счастье было идеалом не только женщины, но и мужчины,
который больше всего дорожил своим домом и семьей, когда даже для детей примером
для подражания была жизнь родителей, традиции и прошлое семьи. Тогда восседавшая во
главе стола хранительница семейного очага была непререкаемой повелительницей. В
некоторых помещичьих или богатых крестьянских семьях, хранящих патриархальные
обычаи, она и поныне играет столь же значительную роль. Однако в целом в сегодняшнем
обществе брак это пере-
К оглавлению
510
житок старозаветных нравов. Поэтому положение супруги резко ухудшилось: на нее
возлагаются все традиционные обязанности, но при этом она не располагает
традиционными правами. Она обязана выполнять домашнюю работу, не получая взамен
ни вознаграждения, ни почета. Современный мужчина женится для того, чтобы
укрепиться в имманентности, но не для того, чтобы замкнуться в ней. Он хочет иметь
домашний очаг, но не желает быть его пленником, он заводит семью, но втайне сохраняет
замашки холостяка, он не презирает семейное счастье, но и не стремится к нему как к
единственно стоящей цели. Однообразие вызывает у него скуку, он ищет чего-то нового,
хочет рисковать, преодолевать препятствия. Ему необходимы товарищи и друзья, которые
не дают ему полностью погрузиться в семейные отношения. Еще в большей степени, чем
|