Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
не имеет никакого зримого воплощения. Так, положение молодых американок можно
сравнить с положением римлянок периода упадка. Известно, что у этих последних был
выбор между двумя жизненными путями; одни оставались верными образу жизни и
добродетелям своих бабок, а другие проживали жизнь в пустой суете. Многие американки
также остаются «хранительницами домашнего очага», то есть не изменяют традициям;
остальные же в большинстве случаев попусту тратят силы и время. Во Франции, даже
если муж готов во всем помогать своей жене, после рождения ребенка на нее наваливается
масса домашних забот, отнюдь не менее утомительных, чем заботы женщин прошлых лет.
Обычно утверждают, что в современных семьях, особенно в США, мужчины порабощены
женщинами. Эти утверждения не новы. Начиная с древних греков, мужчины жалуются на
тиранию Ксантипп. Однако верно и то, что женщины начинают вмешиваться в мужские
занятия, в которые раньше доступ был для них закрыт. Я знаю, например, женщин,
вышедших замуж за студентов, с неистовым упорством борющихся за успехи своих
мужей. Они устанавливают для своих супругов распорядок дня и расписание работы,
наблюдают за их занятиями, лишают их всех развлечений, разве что не запирают их на
ключ. Правда также и то, что сегодня мужчина меньше, чем раньше, защищен от
женского деспотизма, поскольку он в принципе признает права женщины и понимает, что
реализовать их она может только при его^ посредстве. Ему приходится компенсировать
вынужденные бессилие и бездеятельность женщин, принося в жертву самого себя. Для
того чтобы в их союзе существовала хотя бы видимость равенства, он должен больше
отдавать, поскольку он большим владеет. Она именно потому и требует, и берет, и
получает, что из них двоих она беднее, Противоречивость отношений хозяина и раба
находит здесь свое самое конкретное выражение; угнетая, мужчина сам становится
жертвой угнетения. Мужчину сковывает само его превосходство; деньги зарабатывает он
один, и женщина требует их от него; профессиональной деятельностью занимается он
один, и женщина требует, чтобы он добился успеха; способность к развитию воплощается
в нем одном, и женщина стремится украсть ее у него, присваивая его планы на будущее,
его успехи. И напротив, женская тирания является лишь проявлением ее зависимости.
Женщине известно, что процветание семейной пары, ее будущее, ее счастье и смысл ее
существования зависят от другого человека. И если она так яростно стремится подчинить
этого человека своей воле, так это потому, что на нее смотрят как на его собственность.
Свою слабость она превращает в силу, но то, что она слаба, бесспорный факт. В
семейной жизни муж терпит мелочное и раздражающее притеснение, гнет же,
испытываемый женщиной, сковывает ее по рукам и ногам. Можно сказать, что жена,
которая от скуки часами держит при себе мужа, издевается над ним или тяготит его. Но в
конце концов ему значительно
547
легче обходиться без нее, чем ей без него. Если он оставит ее, то ее жизнь будет разбита.
Радикальная разница между ними заключается в том, что женщина в душе ощущает себя
зависимой, она остается рабыней даже тогда, когда внешне ведет себя совершенно
свободно. Мужчина же внутренне чувствует себя свободным, его зависимость чисто
внешняя. Возникающие у него впечатления, что жертвой является он, объясняются только
тем, что его обязанности более явны, чем обязанности жены. Жена же живет за его счет,
как иждивенка. Но ведь иждивенка и непререкаемый господин это далеко не одно и то
|