Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
порядку, она принимает облик скромного, благовоспитанного человека; возможны и
другие варианты: она может представить себя хрупкой, беззащитной, по-детски слабой,
таинственной, наивной, строгой, веселой, степенной, слегка дерзкой, незаметной —
словом, как ей захочется, у нее есть выбор, или, напротив, женщина станет утверждать
себя, бросая вызов условности. Показательно, что в большинстве романов «свободная от
предрассудков» женщина непременно выделяется смелостью своего туалета, который
подчеркивает в ней качества сексуального объекта и, следовательно, ее зависимость.
Например, в романе Эдит Уортон «Этот невинный возраст» молодая особа, разведенная, с
авантюрным прошлым, решительного нрава, впервые предстает перед читателем в платье
с чрезмерным вырезом; между тем спровоцированный ею страшный скандал
свидетельствует о ее презрении ко всякого рода конформизму. Таким образом, совсем
юная девушка будет развлекаться, одеваясь под даму, взрослая женщина — под девочку,
куртизанка — под светскую даму, а светская дама — под роковую женщину. Даже если
каждая из них одевается по своим возможностям, во всех случаях речь идет об игре.
Лукавство, искусное умение, изобретательность, как и вообще искусство, порождаются
воображением. Не только эластичный пояс для чулок, бюстгальтер, перекрашивание
волос, макияж меняют фигуру и лицо женщины; даже самая скромная женщина, когда она
элегантно одета, уже становится другой; она словно картина, статуя, актриса на сцене, это
ее аналог, кто-то сходный с ней, некий субъект, созданный ею персонаж, но не она сама.
Вот такое соединение с вымышленным объектом, чем-то, с ее точки зрения, очень
достойным и совершенным, как герой романа, как живописный портрет или
скульптурный бюст, доставляет ей удовольствие, поднимает в собственных глазах; она
стремится раствориться в этом воображаемом образе, показаться в этом новом,
ошеломляющем облике и почувствовать себя защищенной.
Именно такой предстает перед нами в своем дневнике Мария Башкирцева, которая
неустанно множит свои образы от страницы к странице. Она не забывает описать нам ни
один из своих нарядов, и в каждом новом туалете чувствует себя по-новому, иной, новой,
и очень себе нравится в обновленном, еще незнакомом, новом, другом облике.
 
603 
Я взяла большую мамину шаль, в центре сделала дырку для головы и сшила ее по бокам.
Эта спадающая классическими складками шаль придает моему облику что-то восточное,
библейское, необычное.
Я иду к Лаферрьерам, и Каролина за три часа делает мне платье, в котором я словно
окутана облаком. Это кусок английского крепа, который она прямо на мне укладывает
складками так, что я выгляжу худенькой, элегантной, высокой.
Когда я надеваю шерстяное платье теплого тона с мягкими складками, я становлюсь
похожей на одно из творений Лефевра, который так хорошо умел изобразить эти гибкие,
молодые станы, сокрытые под целомудренной одеждой.
Как припев повторяется изо дня в день: «Как я была очаровательна в черном... В сером я
была очаровательна... Я была в белом, и была очаровательна».
Г-жа де Ноайль, тоже придававшая большое значение нарядам, с грустью вспоминает в
своих мемуарах о том, какая это драма плохо сшитое платье.
Hosted by uCoz