Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
из них ведет себя как Леа, героиня Колетт, которая на обращение друга «моя актриса»
отвечает: «Актриса? Подумать только, мои любовники становятся бестактны». Торговая,
рыночная стоимость каждой из них зависит от репутации, точнее, от имени, а сделать
«имя» можно на сцене или на экране, потом оно становится источником дохода.
Не каждая Золушка мечтает только о волшебном принце: муж или любовник, она
подозревает, может превратиться и в ее тирана; поэтому она предпочитает мечтать о
собственном смеющемся изображении на афишах больших кинотеатров. Но все-таки чаще
всего благодаря «протекциям» мужчин она достигает этой цели; именно мужчины муж,
любовник, вздыхатель обеспечивают ее триумф, предлагая ей свое состояние или имя,
свою известность. Потребность нравиться окружающим, нравиться толпе, массе очень
роднит звезду с гетерой. В обществе они играют сходные роли: гетерами я называю всех
женщин, которые не только свое тело,
643
41*
но и свою личность в целом рассматривают как капитал, годный для эксплуатации. Их
жизненная позиция не имеет ничего общего с жизненной позицией творческого человека,
созидателя, который, выходя за грань возможного в своем творчестве, превосходит самого
себя, выходит за пределы изначальных данных и, становясь другим, зовет к свободе,
открывая ей будущее; гетера не снимает покрывала с мира, не прокладывает дорог в
трансцендентное1; она, напротив, использует это стремление к трансцендентному для
извлечения личной выгоды. Гетера, предлагая себя восхищенным поклонникам, не
отрицает пассивную женственность, которой предписано пребывать во власти мужчин, но
наделяет ее волшебной силой, что позволяет держать мужчин в ловушке самим своим
присутствием, кормиться этим, если хотите, пожирать их и затягивать вместе с собой в
имманентность.
Этот путь позволяет женщине обрести некоторую независимость. Одаривая собою многих
мужчин, она не принадлежит никому в отдельности; накопленные деньги, приобретенная
известность, которой она пользуется как ходовым товаром, обеспечивают ей
экономическую самостоятельность. Самыми свободными женщинами Древней Греции
были не матроны, не рядовые проститутки: ими были гетеры. Куртизанки эпохи
Возрождения, японские гейши несравненно свободнее всех своих современниц. Во
Франции самой свободной женщиной, свободной по-мужски, можно считать Нинон де
Ланкло. Парадоксально, но факт: те женщины, которые максимально используют свое
женское начало, свою женскую природу, достигают положения, сходного с положением
мужчины; отталкиваясь от своего пола, который отдает их во власть мужчин как объект,
они становятся субъектом. Они не только зарабатывают себе на жизнь, как мужчины, но и
жизнь их проходит исключительно в мужском окружении; исповедуя свободу нравов,
вольные в своих намерениях, придерживаясь широких взглядов, они могут подняться
таков пример Нинон де Ланкло до редчайшей свободы разума. Самые изысканные,
выдающиеся из них нередко окружены артистами, писателями, которые скучают в
обществе «порядочных женщин». В гетере находят самое пленительное воплощение
мужские мифы: она более, чем какая-либо другая женщина, воплощает в себе плоть и дух,
она идол, вдохновительница, муза; художники и скульпторы ее выбирают своей
моделью; поэты мечтают о ней; интеллектуал обнаружит в ней все сокровища истинно
женской «интуиции»; в отличие от матроны, матери семейства, у нее легкий, свободный
ум, потому что она не погрязла в лицемерии. Особенно одаренные ге
|