Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщин, к ним гетера иногда испытывает чувственное влечение; относясь враждебно к
мужчинам, навязывающим свое господство, она находит в объятиях подруг и
сладострастное наслаждение, и ощущение реванша, как Нана в компании своей дорогой
Сатэн. Гетера хочет играть в обществе активную роль, дабы в полной мере использовать
свою свободу, ей также хочется иметь подле себя кого-то зависящего от нее: скажем,
молодых людей, которым бы она не без удовольствия «помогла», девушек, которых она
охотно бы поддержала, словом, кого-то рядом, с кем она бы себя чувствовала
покровителем. У гетеры могут быть, а могут и не быть, лесбийские наклонности, но в
любом случае у нее с женщинами нередко складываются неоднозначные, непростые
отношения, о которых я уже говорила: они для нее судьи и свидетели, наперсницы,
доверенные лица и сообщницы, они ей нужны, чтобы сотворить свой «контрмир», свою
вселенную, к этому стремится любая женщина, так или иначе подавляемая мужчиной.
Однако женское соперничество здесь достигает высшей степени. Проститутка строит
свою коммерцию, ведет свое дело, если можно так выразиться, опираясь на то общее, что
ее объединяет с другими ей подобными, то есть с конкурентками; но если работы
достаточно, если ее хватает на всех, то, даже отчаянно ругаясь, они ощущают свою
солидарность. И чувства, и поведение гетеры иные, она стремится «выделиться», а потому
уже заранее и настроена, и ведет себя враждебно по отношению к той, которая, подобно
ей, добивается особого положения, исключительного места в обществе. Вот уж в таких
случаях женские «пакости» делаются с особым мастерством.
648
Самая большая беда гетеры состоит не только в том, что ее независимость это
обманчивая изнанка тысячи зависимостей, но прежде всего в том, что сама свобода ее
отрицательна. Такая актриса, как Рашель, или такая танцовщица, как Айседора Дункан,
даже если их опекают мужчины, имеют свое ремесло, которое их востребовало и
оправдало; они достигли в желанной, любимой работе конкретной свободы. Большинство
же женщин, связанных с искусством, видят в нем лишь средство, а не цель своей жизни,
не связывают с ним никаких настоящих жизненных планов. Кинозвезда, в частности,
находится в полной зависимости от режиссера, ей нет необходимости проявлять какую-
либо творческую активность, делать что-либо по собственной инициативе, созидать.
Используется, эксплуатируется то, что уже есть в ней; она не создает нечто новое. Да к
тому же немногим удается пробиться в звезды. В «галантности»1, в ее подлинном смысле,
для трансцендентности пути заказаны, И здесь также скука, тоска сопутствуют
пребыванию женщины в имманентности. Золя отмечает это у Нана: Но среди всей этой
роскоши и поклонения Нана смертельно скучала. Ночью, в любую минуту, к ее услугам
было вдоволь мужчин, а денег столько, что они валялись в ящиках туалетного столика
вперемешку с гребнями и щетками. Но это ее уже не удовлетворяло: она чувствовала
какую-то пустоту, какой-то пробел в ее существовании, вызывавший зевоту. Часы ее
ничем не заполненной жизни повторялись с неизменным однообразием... Она жила как
птица небесная, уверенная в хлебе насущном, готовая уснуть на первой попавшейся ветке.
И уверенность, что ее накормят, давала ей возможность весь день лежать на боку, ничего
не предпринимая; усыпленная этой праздностью, подчиняясь обстоятельствам с
монастырской покорностью, она как бы замкнулась в своем ремесле публичной женщины.
Она убивала время в бессмысленных развлечениях и целые дни проводила в ожидании
мужчины, которого терпела с видом усталой снисходительности.
|