Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
судьбы; она старается припомнить все упущенные возможности. Она начинает вести
дневник; если находится подруга или еще кто-нибудь, кому можно довериться, она
изливает душу в бесконечных разговорах о своей неудавшейся судьбе; целыми днями и
ночами она пережевывает, перебирает в уме все, о чем сожалеет, она сетует, жалуется,
упрекает. И как в юности мечтают о том, каким будет будущее, так она думает, каким
могло бы быть ее прошлое; она воспроизводит в памяти те возможности, которые
проглядела, придумывает, воображает чудные романы в ретроспективе. Хелен Дейч
приводит пример с одной женщиной, которая рано разошлась со своим первым мужем,
поскольку брак был несчастливым, удачно вышла замуж вторично, прожила со вторым
супругом ряд безмятежных лет, а в сорок пять ею внезапно овладела тоска по первому
мужу и она погрузилась в меланхолию. В ней ожили все детские печали, переживания
юности, и вот женщина начинает бесконечно возвращаться мысленно к событиям,
связанным с детскими и юными годами, и с новой остротой заявляют о себе уже было
уснувшие чувства к родителям, братьям, сестрам, к друзьям детства. Порою она впадает в
угрюмую, мрачную задумчивость, становится безучастной. Однако чаще всего в
нахлынувшем приливе энергии она пытается что-то исправить в своей жизни, в той ее
части, которую считает загубленной. И открывает себя заново, совсем иную, очень не
вписывающуюся в прожитую ею жизнь, и эту себя новую она по-новому преподносит,
превознося собственные достоинства, настоятельно требуя воздаяния, справедливости.
Обогащенная жизненным опытом, она думает,
653
что сумеет наконец заставить оценить себя; ей хотелось бы взять реванш. И каковы же ее
первые шаги от приподнятости чувств она стремится удержать, приостановить бег
времени. Если у женщины склонность к материнству, она заявляет, что еще способна
родить ребенка; все свои душевные силы она вкладывает в свой порыв, в желание
перестроить свою жизнь. Чувственная женщина станет завоевывать нового любовника,
возлюбленного. Кокетка изо всех сил хочет нравиться, эта жажда у нее проявляется
гораздо острее, чем раньше. И все вместе они уверенно заявляют, что никогда в жизни не
чувствовали себя такими молодыми. Им хочется убедить окружающих, что время их не
коснулось; стиль одежды выбирается «молодежный», мимика детская. Начинающая
стареть женщина хорошо понимает, что если она теряет привлекательность эротического
объекта, так это не только потому, что ее тело не может явить мужчине пленительную
свежесть, а прежде всего потому, что прошлое женщины, прожитые годы, накопленный
жизненный опыт, хочешь не хочешь, превращают ее в личность; она боролась, любила,
желала, страдала, наслаждалась жизнью; эта автономия пугает ее, и женщина стремится
отказаться от нее; начинается преувеличенное акцентирование своей женственности,
женщина украшает себя, использует парфюмерию, косметику, все делается для того,
чтобы стать воистину очаровательной, грациозной, таинственной истинной женщиной,
со всеми свойствами, дарованными природой; на своего собеседника-мужчину она
бросает наивные взгляды, ее голос, интонации становятся ребячливыми, она охотно и
много болтает, воспроизводя свои детские воспоминания, события к жизни маленькой
девочки; вместо того чтобы просто говорить, она щебечет, хлопает в ладоши, громко
смеется. И весь этот спектакль разыгрывается вполне искренне. У нее появился новый
интерес к жизни, а желание вырваться из рутины, все начать заново создает у нее
впечатление, что жизнь повторяется.
В действительности же нет и речи о каком-то новом начале; женщина не открывает для
себя в окружающем ее мире новых целей, к которым бы ей хотелось стремиться, целей
достойных, с полезным зарядом. Ее оживление переходит в эксцентричность, теряет
|