Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
жизни не увенчались успехом.
У маленькой миссис Уэлтон, у роскошной Анны де Ноайль, у несчастной больной
Штекеля, так же как у множества женщин, отмеченных исключительной судьбой, есть
одна общая черта: все они считают, что их не понимают. Окружающие или вовсе не
признают, или недостаточно ценят их своеобразие. Они с уверенностью объясняют себе
это непонимание и равнодушие окружающих тем, что в их душе живет некая тайна.
Действительно, многие из них хранят в секрете какой-нибудь эпизод детства или юности,
сыгравший важную роль в их жизни. Они знают, что та история их жизни, которая
известна всем, не вполне соответствует истинной истории. Однако главное заключается в
том, что лелеемая самовлюбленной женщиной героиня — это всего лишь плод
воображения. Свою целостность она обретает не в конкретной реальности, а благодаря
некоему скрытому принципу, какой-то «силе», «добродетели», такой же необъяснимой,
как флогистон. Женщина верит в эту «силу» или «добродетель», но если бы ей захотелось
рассказать о них другому человеку, ей было бы так же нелегко, как психастеническому
больному, силящемуся признаться в вымышленных преступлениях. И у женщины, и у
психастеника «тайна» сводится к ни на чем не основанной убежденности в том, что в
глубине их души имеется ключ, с помощью которого они могут распознавать и объяснять
чувства и поступки. У психастеников подобная иллюзия возникает из-за безволия и
вялости. Женщине кажется, что она хранит в себе неизъяснимую тайну, потому что ее
душевные силы не находят себе выражения в повседневной деятельности. К этому ее
побуждает общеизвестный миф о таинственной женской душе, который в свою очередь
тоже как бы подтверждается.
 
714 
Обладая этими невидимыми сокровищами, женщина, родилась ли она под счастливой или
несчастливой звездой, приобретает в собственных глазах значимость трагедийной
героини, которую ведет перст судьбы. Вся ее жизнь преображается и превращается в
священное действо. В платье, выбранном с торжественной тщательностью, предстает
одновременно жрица, облаченная в священные одежды, и идол, украшенный руками
послушников и выставленный для поклонения. Дом превращается в храм, где царит ее
культ. Так, Мария Башкирцева одинаково заботится и об окружающей ее обстановке, и о
нарядах: Рядом с письменным столом я поставила старинное кресло, так что, когда кто-
нибудь входит, стоит мне лишь немного повернуть его, и я сижу напротив вошедшего... на
фоне стола, свидетельствующего об ученых занятиях, книг, картин, растений. Гость видит
меня целиком, а не половину меня, возвышающуюся над черным столом, как это было
раньше. Над диваном висят две мандолины и гитара. Представьте себе посреди всего
этого светловолосую девушку с белоснежной кожей и маленькими тонкими руками с
голубыми прожилками.
Красуясь в гостиных или обнимаясь с любовником, женщина выполняет миссию, она
Венера, дарующая миру сокровища своей красоты. Разбив стекло на карикатуре Биба,
Сесиль Сорель защищала не себя, а Красоту. Ее «Воспоминания» свидетельствуют о том,
что всю свою жизнь она призывала людей поклоняться Искусству. То же можно сказать и
об Айседоре Дункан, судя по тому, что она писала о себе в книге «Моя жизнь».
Как я бывала красива после спектаклей, в тунике и с розами в волосах, — пишет она. —
Почему же не поделиться своей прелестью? Почему мужчине, целыми днями
Hosted by uCoz