Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
вытащены из воды. В моей руке отборные цветы и фрукты, породистые животные. В моей
руке скальпель, секатор, зонд, револьвер, акушерские щипцы, но все это не наполняет
мою руку. Спящее оплодотворение мира это всего лишь ненужная немощь в жизни
души...
Да, когда ты спишь, я ненавижу тебя^.
Бог не должен засыпать, иначе он превращается в прах, в плоть. Он должен постоянно
бодрствовать, иначе его творение теряется в небытии. Для женщины спящий мужчина
это предатель и скупец. Случается, что любовник будит возлюбленную, но он делает это,
чтобы предаться ласкам, она же будит его просто для того, чтобы он не спал, не отдалялся
от нее, думал только о ней, постоянно пребывал с ней, в комнате, в постели, в ее объятиях,
как Бог в алтаре. Это постоянное желание женщины, она тюремщица.
В то же время она не готова согласиться на то, чтобы мужчина стал просто ее пленником,
и больше ничем. В этом состоит один из болезненных парадоксов любви: становясь
узником, бо-
1 «Ненавижу спящих».
738
жество лишается своей силы. Женщина спасает свою трансцендентность, посвящая ее
мужчине, он же должен соединить ее с миром. Если оба любовника полностью
погружаются в страсть, их свобода вырождается в имманентность. Единственный выход
для них это смерть, именно в этом отчасти заключается смысл сказания о Тристане и
Изольде. Любовники, которые хотят принадлежать лишь друг другу, не могут остаться в
живых: они умрут со скуки. Марсель Арлан в «Чужих землях» описал медленную агонию
самопожирающей любви. Женщина осознает эту опасность. Если не считать приступов
исступленной ревности, она сама требует, чтобы мужчина действовал, завоевывал мир.
Какой же он герой, если не совершает никаких подвигов. Дама обижается, когда рыцарь
покидает ее и отправляется совершать новые подвиги, но, если он остается у ее ног, она
презирает его. Именно в этом заключаются трудности и муки любви: женщина хочет
всецело владеть мужчиной и в то же время требует от него, чтобы он был выше всего
того, чем можно было бы обладать. Свободное существо не может принадлежать никому,
и женщина, которая хочет удержать при себе человека, являющегося, по выражению
Хайдеггера, «отсутствующим существом», хорошо знает, что эта попытка обречена на
провал. «Мой друг, я люблю вас, как и следует любить, до крайности, до безумия, до
исступления, до отчаяния», пишет Жюли де Лепинас. Женщину с ясной головой
идолопоклонническая любовь может привести только к отчаянию. Ведь любовница,
требуя, чтобы любовник был героем, гигантом, полубогом, хочет, чтобы он интересовался
не только ею, и в то же время для нее счастье возможно лишь при условии, что она
полностью завладеет возлюбленным.
Из того факта, что женская страсть заключается в абсолютном отказе от каких бы то ни
было собственных прав, как раз вытекает, что противоположный пол не может
испытывать подобных чувств, не может стремиться к самоотречению, говорит Ницше
*. Ведь если бы в любви оба любовника отрекались от себя, то я уже не знаю, к чему
бы это привело, разве что к ужасной пустоте. Женщина хочет, чтобы ею обладали... ей
|