Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
вмешательству священника она вырвалась из холодности, от которой страдала в течение
многих лет, в ее душе вновь запылал огонь. И весь свой длительный период набожности
она прожила рядом с ним. Она признается: «Это было единое целое, до такой степени, что
я не могла отделить его от Бога». Было бы очень поверхностно говорить, что в
действительности, будучи влюблена в мужчину, она притворилась, что любит Бога. Она
любила этого мужчину, потому что в ее глазах он был не самим собой, а кем-то другим.
Так же как больная, описанная Фердьером, она безотчетно стремилась к высшему
источнику ценностей. Именно к этому стремится любая верующая женщина. Мужчина-
посредник зачастую нужен ей для того, чтобы вознестись к пустынным небе.сам, но она
вполне может обойтись без него. Плохо отличая действительность от игры, сексуальный
акт от магического действа, воображаемый предмет от реального, женщина проявляет
удивительную способность телом ощущать Отсутствие. Гораздо более серьезно обстоит
дело, когда, как это иногда случается, набожность накладывается на эротоманию.
Эротоманка чувствует себя отмеченной любовью некоего верховного существа. Именно
ему принадлежит инициатива в любовных отношениях, он любит ее более страстно, чем
она его, он втайне от всех подает ей неопровержимые знаки своих чувств, он ревнует и
раздражается и даже не останавливается перед наказанием, если его избранница не
проявляет достаточной пылкости. Однако он никогда не появляется как реальный человек
из плоти и крови. Все то же самое можно сказать о верующей женщине: Бог испокон веку
лелеет душу, которую озаряет своей любовью. Для нее он пролил свою кровь, для нее
готовит сияющие чертоги, и ей остается лишь с готовностью отдаваться пламенным
чувствам.
Сегодня все признают, что эротомания может быть как платонической, так и сексуальной.
Точно так же плоть в той или иной степени причастна к чувствам, которые верующая
женщина посвящает Богу. Она выражает их так же, как это делают земные любовники.
Созерцая изображение Иисуса, сжимающего в объятиях святого Франциска, Анжель де
Фолинью услышала голос Христа, говорившего ей: «Вот как крепко я буду тебя обнимать,
так крепко, что земными чувствами этого нельзя ощутить... я никогда не покину тебя, если
ты меня любишь». Г-жа Гийон пишет: «Любовь не давала мне ни минуты покоя. Я
говорила ему: возлюбленный мой, достаточно, оставьте меня». «Я стремлюсь к любви,
пронзающей душу несказанным трепетом, лишающей чувств...» «Боже мой! Если бы
самым чувственным женщинам ты дал испытать то, что испытываю я, они отвернулись бы
от своих мнимых удовольствий для того, чтобы изведать истинное наслаждение».
Вспомним знаменитое видение святой Терезы;
752
В руках у ангела было длинное золотое копье. Время от времени он пронзал им мое
сердце так, что доставал до внутренностей. Когда он вынимал копье, казалось, что он
вырывает внутренности, и от этого во мне вспыхивал жар божественной любви... Когда
мой духовный супруг вынимает копье, которым он пронзил мне душу, я явственно
чувствую, как боль проникает в самую глубину моего существа и разрывает его.
Иногда благочестиво замечают, что исступленно верующая женщина прибегает к
эротическим выражениям из-за бедности языка. Но тело у нее тоже только одно, и
поэтому она заимствует у земной любви не только слова, но и внешнюю форму
поведения. Отдаваясь Богу, она ведет себя так же, как женщина, которая отдается
мужчине. Однако это нисколько не умаляет ценности ее чувств. Когда Анжель де
Фолинью становится вслед за порывами своего сердца то «бледной и иссохшей», то
«тучной и краснолицей», когда она проливает потоки слез1 или простирается ниц, то все
|