Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
профессиональной деятельности и от мужского покровительства. Для замужней женщины
зарплата обычно представляет собой не основной, а дополнительный доход; для
женщины, «которой помогает мужчина», именно эта помощь является чем-то
второстепенным. Но ни та ни другая не могут своими силами достичь полной
независимости.
Однако в настоящее время существует довольно много привилегированных женщин,
которые обретают в своей профессии экономическую и социальную автономию. Именно
их имеют в виду, когда говорят о возможностях женщины и о ее будущем. Поэтому,
несмотря на то что они все еще составляют меньшинство, изучение их ситуации
представляет большой интерес. Именно о них постоянно спорят феминисты и
антифеминисты. Антифеминисты утверждают, что современные эмансипированные
женщины не достигают в жизни никаких заметных успехов и при этом утрачивают
внутреннее равновесие. Феминисты преувеличивают достигаемые ими результаты и не
желают замечать шаткости их положения. На деле ничто не позволяет утверждать, что
эмансипированные женщины избрали неправильный путь. В то же время совершенно
очевидно, что в новых условиях они не освоились. Но ведь они прошли пока лишь
половину пути. Становясь экономически независимой от мужчины, женщина не обретает
тем самым ни морального, ни социального и психологического положения, идентичного
положению мужчины. Ее подход к профессиональной деятельности, как и сама ее
профессиональная деятельность, находится в зависимости от условий ее жизни в целом.
Но ведь когда девушка вступает во взрослую жизнь, она не имеет за собой того багажа,
которым располагает юноша, да и общество глядит за нее другими глазами. И мир она
воспринимает в иной перспективе. Быть женщиной значит сегодня для автономного
человеческого существа сталкиваться с особыми проблемами.
761
Привилегия, которой мужчина обладает с самого детства, заключается в том, что его
предназначение в качестве человеческого существа не вступает в противоречие с его
судьбой как представителя мужского пола. Фаллос для него равнозначен
трансцендентности, поэтому он находит, что все его социальные или духовные
достижения наделяют его еще большей мужественностью. Он не раздвоен. В то же время
для того, чтобы женщина состоялась в своей женственности, от нее требуют превратиться
в объект, в жертву, то есть отречься от своих потребностей в качестве полноценного
субъекта. Именно это противоречие определяет ситуацию женщины, избравшей свободу.
Не желая калечить себя, она не хочет ограничиваться ролью самки, но ведь отказ от
особенностей своего пола тоже увечье. Мужчина это человеческое существо,
обладающее полом, и женщина будет таким же полноценным индивидом, как мужчина,
лишь при условии, что и она также будет обладать полом. Отказ от женственности это
отказ от определенной части своей личности. Женоненавистники часто упрекают умных
женщин в том, что они «не следят за собой», в то же время они поучают их: если вы
хотите быть равными нам, вы не должны красить лицо и ногти. Этот совет просто нелеп.
Именно потому, что представление о женственности формируется искусственным
образом с помощью обычаев и моды, оно навязывается женщине извне. Это
представление может изменяться, каноны, правила поведения для женщин и мужчин
могут сближаться. На пляжах, например, принадлежностью женского купального костюма
стали трусы. Но это ничего не меняет в сути дела: ведь индивид не может формировать
представление о женственности по своему усмотрению. Женщина, которая не отвечает
|