Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
превратить его то в очаровательного ангелочка, то в чудовище. Эти два способа защиты
не исключают один другого, напротив, они взаимодополняющи и взаимопроникающи.
Когда ребенку удается понравиться, чувство самооправдания подтверждается телесно; его
целуют и ласкают. Как во чреве своей матери, так и под ее ласковым взглядом ребенок
испытывает одно и то же чувство счастливой пассивности. В течение первых трех-
четырех лет жизни и мальчики и девочки ведут себя одинаково: все они стремятся
продлить счастливое состояние, предшествующее отнятию от груди, у тех и у других
можно наблюдать как стремление расположить к себе, так и кривляние; мальчикам, как и
их сестренкам, хочется нравиться, вызывать улыбки и восхищение.
Приятнее отрицать разрыв, чем его преодолевать; безопаснее затеряться в центре
вселенной, чем принимать прочную форму под воздействием сознания других людей.
Контакт с телом приводит к более глубокой отстраненности, чем любое смирение под
воздействием взгляда другого человека. Стремление понравиться, кривляние
представляют собой более сложную и труднодостижимую стадию, чем простой покой в
объятиях матери. Магия взгляда взрослого человека обманчива: ребенок утверждает, что
его не видно, родители вступают с ним в игру, ищут его на ощупь, смеются, а затем
неожиданно заявляют: «Ты нам надоел, прекрасно тебя видно». Ребенок сказал что-то, что
всех позабавило, он повторяет это, но на этот раз в ответ ему лишь пожимают плечами. В
этом мире, таком же неверном и непредсказуемом, как мир Кафки, ребенок спотыкается
на каждом шагу1. Именно поэтому
В «Голубом апельсине» Йосю Гоклер говорит о своем отце: «В хорошем настроении он
мне казался таким же страшным, как в минуты нетерпенья, потому что я никак не могла
понять, чем вызваны движения его души... Опасаясь изменений его настроения как
капризов какого-нибудь божества, я испытывала к нему уважение, смешанное с
тревогой... Я произносила свои
312
многие дети боятся становиться большими, они отчаиваются, когда родители перестают
сажать их на колени или пускать к себе в постель. Лишаясь физической близости, они все
более и более остро начинают испытывать и моральное отдаление, которое всегда
мучительно переживается человеком.
Вот тут впервые девочки оказываются в лучшем положении, чем мальчики. Это как бы
второе отнятие от груди, менее резкое, чем первое, в результате которого ребенок
постепенно лишается телесных контактов с матерью. Но в поцелуях и ласках особенно
настойчиво отказывают мальчикам, девочку же продолжают ласкать, ей позволяют
постоянно быть рядом с матерью, отец сажает ее на колени, гладит по головке, ее одевают
в платьице самых нежных цветов, прощают ей слезы и капризы, тщательно причесывают,
забавляются ее гримасами и кокетством. От страха перед одиночеством ее оберегают
прикосновения и снисходительные взгляды. Мальчику, напротив, запрещают любое
кокетство, его попытки понравиться, кривляние вызывают раздражение. «Мужчины не
просят, чтобы их целовали... Мужчины не вертятся перед зеркалом,,. Мужчины не
плачут...» говорят им. Взрослые хотят, чтобы мальчик был «маленьким мужчиной», и
он может заслужить их одобрение, только проявляя независимость. Он нравится им
только тогда, когда не стремится понравиться.
|