Navigation bar
  Print document Start Previous page
 403 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
ное пространство, все же стремится опутать их узами своей навязчивой любви. Очень
редко встречаются писательницы, воспринимающие природу как свободную, не
зависящую от человека стихию, пытающиеся разгадать ее особое значение, самозабвенно
слиться с этой другой сущностью. Но на этот путь, открытый Руссо, отважились вступить
лишь Эмилия Бронте, Вирджиния Вульф и отчасти Мэри Уэбб. По пальцам можно
пересчитать писательниц, которым удалось одолеть данность в поисках ее сокровенного
смысла. Эмилию Бронте притягивала загадка смерти, В. Вульф — сама жизнь, а К.
Мэнсфилд иногда — скорее изредка — задумывалась над заурядностью повседневной
жизни и страдания. Ни одна женщина не написала таких произведений, как «Процесс»,
«Моби Дик», «Улисс» или «Семь столпов мудрости». Потому что никто из них не
восставал против удела человеческого. Они всего лишь обрели возможность более или
менее полно жить в его границах. Именно поэтому в их произведениях не встретишь ни
отзвуков метафизических размышлений, ни черного юмора. Они неспособны усомниться
в данностях этого мира, увидеть его противоречия, задуматься над ними, и все потому,
что принимают его всерьез. Впрочем, не будем забывать, что о большинстве мужчин
можно сказать то же самое: женщина кажется посредственной лишь тогда, когда ее
сравнивают с теми редкими художниками, к которым приложимо определение «великий».
И вовсе не судьба устанавливает ей свои пределы. Нетрудно понять, почему женщина не
смогла — и, может быть, еще в течение долгого времени не сможет — достичь вершин
творчества.
Живопись, литература, философия — это те сферы, где мир перестраивают заново на
основе человеческой свободы, это сферы созидания. Для того чтобы выразить себя в них,
следует прежде всего заявить о себе как о такой свободной личности. Традиционное
образование и обычай ограничивают возможности женщины в мире; поэтому ей
приходится вступать в жестокую схватку за свое место в нем, в схватку, в ходе которой не
может быть и речи о преодолении пределов данности. Ей нужно сначала утвердить себя
там в своем суверенном одиночестве; но женщине прежде всего недостает навыка, как,
одолевая тоску, заброшенность и черпая силы в гордости, овладевать своей
трансценденцией.
Чему я больше всего завидую, — пишет Мария Башкирцева, — так это возможности
свободно гулять в одиночестве, ходить куда вздумается, сидеть на скамейке в саду
Тюильри. Без такой свободы невозможно стать настоящим художником. Совсем не так
видишь окружающий мир, когда идешь с кем-нибудь, когда для того, чтобы добраться до
Лувра, нужно ждать подаваемой машины и ехать с компаньонкой или с кем-нибудь из
членов семьи!.. Это та свобода, которой так недостает, но без которой невозможно
добиться хоть каких-то результатов. Бесконечные и неразумные запреты сковывают
мысль... И крылья опускаются. Главным образом по этой причине из женщин не
получается художников.
 
789 
В самом деле, для того чтобы стать творческой личностью, недостаточно приобщиться к
культуре, то есть превратить разного рода зрелища и знания в часть своей жизни.
Культура должна быть усвоена посредством свободного движения трансценденции,
Обогащенный знаниями разум устремлен к пустым небесам, которые ему предстоит
Hosted by uCoz