Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщина. Да разве мыслимо, чтобы женщина прожила такую жизнь, какую прожил,
например, Ван Гог? Женщину никогда бы не послали в командировку в Боринаж, она не
ощутила бы нищету других как свое собственное преступление, не жаждала бы его
искупить. Следовательно, она никогда не смогла бы написать такие подсолнухи, какие
написал Ван Гог. Не говоря уже о том, что тот образ жизни, который Ван Гог вел в Арле,
то есть уединение, посещение кафе и публичных домов, а также все то, что, питая его
обостренную чувствительность, питало его искусство, были бы абсолютно недоступны
женщине. Из женщины никогда не мог бы выйти такой писатель, как Кафка: она не
сумела бы разглядеть в своих сомнениях и тревогах муку Человека, изгнанного из рая.
Одна лишь святая Тереза в полной независимости и одиночестве прожила жизнь,
соизмеримую с человеческим уделом. Мы уже видели, почему это произошло. Существуя
вне и поверх любых земных иерархий, она так же, как Хуан де ля Крус, не ощущала
потолка над головой. Для каждого из них жизнь была та же ночь, которую озаряли те же
вспышки света, они ощущали в себе Ничто, в Боге всю полноту бытия. Лишь тогда,
когда достоинство любого человеческого существа будет зависеть не от его
принадлежности к тому или иному полу, а от тех успехов, которых человек, преодолевая
трудности, добьется в своем свободном существовании, лишь тогда история,
проблемы, сомнения и надежды женщины и всего человечества сольются, и в своей жизни
и творчестве женщина будет стремиться приоткрыть тайны мира, а не только своей
личности. Но до тех пор пока ей приходится бороться за свое человеческое достоинство,
она не может стать созидательницей.
Повторим еще раз; ситуация женщины, а не какие-то ее таинственные особенности,
объясняет пределы ее личностного развития. Следовательно, будущее широко открыто
для нее. Сколько раз приходилось слышать слова о том, что женщины лишены
791
«творческой жилки». Этот тезис выдвигает, в частности, известная в прошлом
антифеминистка г-жа Марта Борели. Однако складывается впечатление, что ее книги
это наглядное пособие для изучения женской глупости и непоследовательности,
настолько они противоречат одна другой. Впрочем, понятие творческого «инстинкта», так
же как понятие «вечной женственности», следует сдать в архив. Ту же мысль, но в более
конкретной форме высказывают некоторые женоненавистники, которые утверждают, что
женщина неспособна что-то создать, поскольку она невропатка. Однако те же самые
люди заявляют, что гениальность граничит с неврозом. Как бы то ни было, судьба Пруста
показала, что психофизиологические расстройства не ведут ни к бездарности, ни к
посредственности. Что касается аргументов, которые, по мнению некоторых, дает
изучение истории, то мы уже видели, какова им цена. На исторический факт нельзя
смотреть как на вечную истину, это лишь та или иная ситуация, которую можно
рассматривать как историческую именно потому, что она находится в процессе перемен.
Как женщины могли бы проявить свою гениальность, если у них никогда не было никакой
возможности создать не только гениальное, но и просто любое произведение? Еще не так
давно старая Европа была полна презрения к варварам-американцам, у которых не было
ни художников, ни писателей. «Дайте нам время, прежде чем требовать от нас поисков
смысла жизни», сказал на это Джефферсон. То же самое говорят чернокожие расистам,
когда те упрекают их в том, что среди них нет ни Уитменов, ни Мелвиллов. Французский
пролетариат также не дал миру ни одного писателя, сравнимого с Расином или Малларме.
Свободная женщина только рождается. Когда женщина обретет полную свободу, то
|