Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
действительно имеющей место враждебности в их взаимоотношениях следует искать в
области, помещающейся где-то между биологией и психологией, иначе говоря, в области
психоанализа. Распространено мнение, что источник зависти женщины к мужчине
заключен в пенисе, поэтому женщина хотела бы его оскопить; это детское желание иметь
пенис, или детская зависть к нему, проходит, как правило, у взрослой женщины, однако
это чувство может сохраниться, если женщина относится к себе как к существу
ущербному, видя в своей женственности некий изъян; вот тогда, считая, что именно пенис
дает все привилегии, она и хочет завладеть мужским членом. С готовностью признаем,
что мечта о кастрации чистый символ: в ней выражено желание женщины лишить
мужчину его трансцендентности. На самом деле желание
793
женщины, мы в этом имели возможность убедиться, очень двойственно: противоречивые
чувства владеют ею, она хочет иметь эту трансцендентность, одновременно преклоняясь
перед ней и не признавая ее, желая погрузиться в нее вся и в то же время стремясь
удержать ее целиком внутри себя. Под всем этим следует понимать, что драма
разыгрывается отнюдь не на сексуальной почве; да и никогда мы не представляем пол как
нечто определяющее, решающее в судьбе, само по себе предлагающее ключ к раскрытию
поведения, образа действия индивида, однако пол все-таки выражает всю ситуацию
индивида в обществе, иначе говоря, некоторым образом обусловливает эту ситуацию.
Борьба полов не заложена как неизбежность в анатомии мужчины и женщины. Когда
возникает вопрос о противоборстве полов, за некую данность принимается вневременная,
вечная борьба в мире бессмертных Идей между такими неясными сущностями, как Вечная
Женственность и Вечная Мужественность, характеризующимися непреходящими,
неизменными свойствами, относящимися к области женской и мужской психологии,
каждой в отдельности, при этом забывается, что такая гигантская битва приобретает в
земных условиях две совершенно различные формы, соответствуя двум разным
историческим моментам.
Женщина, ушедшая в свою имманентность, стремится туда же увлечь и мужчину и
удерживать его в этой тюрьме; такая женщина органически сосуществует с окружающим
ее миром, смешивается с ним и уже не страдает от того, что ее жизнь ограничена только
им: мать, супруга, возлюбленная это тюремные стражники; общество, устроенное по
законам, выработанным мужчинами, принимает как нечто данное подчиненное положение
женщины, она не главный член общества, по своему положению она ниже мужчины;
уничтожить эту зависимость от мужчины, расстаться с подчиненностью, выйти за
пределы означенного ей мужчинами более низкого в сравнении с ними уровня женщина
может, как ей кажется, только разрушая мужское превосходство, то есть все то, на чем, по
ее мнению, оно основывается. Она упорно старается сломить мужчину, сломать его,
превзойти, одолеть, она ему противоречит, говорит и делает все наперекор, не признает
его истин, отрицает все, что он считает правильным, не принимает, не воспринимает его
ценностей, восстает против них. И все это только для того, чтобы защититься; она
обречена на имманентность, на зависимое, более низкое положение в обществе вовсе не
из-за какой-то неизменной, незыблемой сущности или из-за неведомой вины. Они
навязаны ей чужой волей. Любое принуждение, угнетение может вызвать агрессию,
ввести в состояние войны. И этот случай не исключение. Если на человеческое существо
смотрят как на нечто второстепенное, оно непременно станет притязать на восстановление
своей суверенности.
|