Navigation bar
  Print document Start Previous page
 415 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
1 Наличие ряда профессий, очень тяжелых и запрещенных для женщины, не противоречит
этому проекту: среди самих мужчин существует отбор для иных профессий; отправной
точкой для отбора служат физические и интеллектуальные качества; главное требование
состоит в том, чтобы при определении профессиональной пригодности был ликвидирован
барьер между полами и вообще кастовый подход.
 
801 
это прошлое, начало которому положено еще в детстве, шлейфом тянется за ней всю
жизнь; взвесив тяжесть этих пут, признаем очевидную истину — судьба женщины не
была ей предначертана где-то там, в вечности. Безусловно, не стоит думать, что
достаточно изменить экономические условия жизни женщины, и сама женщина
изменится. Этот фактор был и остается главным для ее развития, но если он не повлечет
за собой других последствий — моральных, социальных, культурных и т.д., о которых он
свидетельствует и которых требует, — новой женщины не появится. В настоящее время
таких перемен не произошло нигде, ни в СССР, ни во Франции, ни в Соединенных
Штатах Америки; вот почему современная женщина разрывается между прошлым и
будущим; чаще всего она кажется «истинной женщиной», одетой под мужчину, и она
чувствует себя одинаково неуютно как в чисто женском обличье, так и в мужском
костюме. Ей предстоит сменить кожу, скроить для себя собственные одежды. Женщина
придет к этому только благодаря эволюции всего общества. Ни один воспитатель сам по
себе не сможет вырастить «человеческое существо женского пола», которое было бы
точным подобием «человеческого существа мужского пола»: сегодня девочка,
воспитанная под мальчика, начинает ощущать свою исключительность и, следовательно,
вновь приобретает свое отличие. Это хорошо понял Стендаль, он говорил: «Нужно
посадить все деревья разом, тогда вырастет лес». Если же мы, напротив, предположим,
что в обществе равенство полов реально реализовано, то, видимо, это равенство
утверждалось заново в каждом индивиде.
Если бы с самого раннего возраста девочек воспитывали с той же строгостью,
требовательностью и уважением, что и мальчиков, если бы они учились одним и тем же
вещам и играли в одни и те же игры, если бы они пользовались одинаковой свободой и
при этом жили в окружении действительно равноправных мужчин и женщин, смысл
понятий «комплекс кастрации» и «эдипов комплекс» претерпел бы существенные
перемены. Если бы мать наравне с отцом заботилась о материальном и нравственном
состоянии семьи, она пользовалась бы столь же высоким авторитетом, что и отец. В этом
случае девочка видела бы, что мир принадлежит не одним мужчинам, что он андрогинен,
двупол. Даже если бы девочка была сильнее привязана к отцу — а это отнюдь не
очевидно, — в ее привязанности преобладало бы не ощущение беспомощности, а
стремление к состязательности, и ничто не подталкивало бы ее к пассивности. Если бы
она могла проявить себя в труде или спорте и, активно соперничая с мальчиками, могла
бы доказать, на что способна, то отсутствие пениса, которое в принципе компенсируется
возможностью родить ребенка, не приводило бы к развитию «комплекса
неполноценности». Соответственно и у мальчиков не развивался бы ничем не
обоснованный «комплекс превосходства», никто не внушал бы его в обществе,
требующем одинаково уважительного отношения к женщине и мужчине . Девочки не
искали бы компенсации в нарциссизме и бес-
Hosted by uCoz