Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Многие современные женщины, хотя и борются за свое человеческое достоинство,
воспринимают эротическую жизнь как рабство. Именно поэтому им кажется
унизительным лежать под мужчиной, ощущать в себе его половой член, от этого они
становятся фригидными.
803
Однако если бы реальность была иной, то и символический смысл любовных жестов и поз
воспринимался бы иначе. Так, женщина, которая платит любовнику, которая чувствует
себя выше его, может гордиться своей полной пассивностью и считать, что она его
порабощает, поскольку силы приходится тратить только ему. Кроме того, уже сегодня
существует немало пар, где сексуальные отношения партнеров равноправны. У таких пар
на смену понятиям победы и поражения приходит понятие взаимного обмена. В самом
деле, мужчина так же, как женщина, может становиться пассивной плотью, которой
играют гормоны и родовой инстинкт, заложником смутного желания. В свою очередь
охваченная плотской страстью женщина, так же как мужчина, добровольно и активно
дарит свое тело партнеру. Каждый из них по-своему переживает странную
неоднозначность существования, явленного их телами. Если в этих схватках каждый
видит в другом своего противника, то на деле оба борются против себя, проецируя на
партнера ту часть себя, которую он стремится отринуть. Вместо того чтобы преодолеть
противоречивость ситуации, каждый стремится выйти из нее за счет другого, обвиняя его
во всех низостях и приписывая себе благородство. А ведь если бы оба они с трезвой
скромностью, той, что выражает подлинное достоинство, признали равную
ответственность за их отношения и увидели в другом себе подобного, то смогли бы
пережить Драму эротических отношений как истинные друзья. Сам факт бытия в качестве
человеческого существа значим гораздо более, чем все особенности, отличающие одного
человека от другого. Превосходство не может быть данным раз и навсегда. То, что
древние называли «добродетелью», определяется на том уровне, «который зависит от
нас». Два начала борются в представителях обоих полов: плотское и духовное, конечное и
трансцендентное. И мужчины и женщины подвержены влиянию времени, их подстерегает
смерть, они имеют ту же глубокую потребность друг в друге. Благодаря свободе и те и
другие могут обрести истинное величие, и если они сумеют правильно ею
воспользоваться, то надуманные преимущества каждого из полов рассыплются в прах и,
возможно, между мужчинами и женщинами возникнет подлинное братство.
Мне могут возразить, что все эти рассуждения утопичны, поскольку, чтобы «переделать
женщину», обществу необходимо поставить ее в реально равные условия с мужчиной,
сделать ее равной мужчине; что же, консерваторы никогда не упускали случая
подчеркнуть, что это вопрос из числа тех, что вращаются по замкнутому кругу. К счастью,
история не движется по кругу. Бесспорно, если одну часть общества держать в униженном
состоянии, она и будет униженной, неполноценной. Однако свобода способна разомкнуть
этот порочный круг; предоставьте неграм право голосовать, и они станут достойны этого
права; позвольте женщинам нести ответственность за жизнь в обществе, и они справятся с
этим; но дело в том, что совершенно напрасно ждать от угнетателей добровольной
щедрости, великодушия. Между тем бунт притесненных, а также перемены внутри
привилегированной касты создают новую ситуацию. Пришлось ведь мужчинам в
собственных интересах частично раскрепостить, эмансипировать женщину: женщинам
нужно лишь продолжать свое восхождение, этому будут способствовать достигнутые
успехи; почти очевидно, что через какое-то время они добьются подлинного
|