Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Цит. по: Д е б е с с. Кризис юношеской оригинальности.
377
Другие девушки пишут в начале дневника: «Прочесть только в случае моей смерти» или
«После моей смерти сжечь». Развитая у девочки склонность к секретам особенно
обостряется в период, предшествующий половому созреванию. Она становится пугливой
и нелюдимой, не желает показывать окружающим людям свое скрытое «я», которое
считает своей истинной сущностью. На самом же деле это лишь игра ее воображения. Она
видит себя танцовщицей, как Наташа у Толстого, или святой, как Мари Ленерю, или
просто воображает себя единственным в своем роде чудом. Между этой воображаемой
героиней и объективно существующим обликом, который видят родители и друзья, нет
ничего общего. Поэтому девочка начинает думать, что ее не понимают, и с еще большей
страстью углубляется в себя, упиваясь своим одиночеством. Ей кажется, что она не
похожа на других, она выше их, она исключение, и она говорит себе, что будущее
вознаградит ее за нынешнее серое существование. От своей ограниченной и жалкой жизни
она скрывается в мечтах. Она всегда любила им предаваться, но теперь эта склонность
становится более сильной, чем когда-либо ранее. Она использует поэтические штампы для
того, чтобы заслониться от пугающего ее мира. Мужчин она видит лишь в сиянии лунного
света и розовых облаков, в темноте бархатной ночи, собственное тело представляется ей
скульптурой из мрамора, яшмы и перламутра, она сочиняет для себя глупые сказки.
Девочка так часто погружается в нелепые выдумки из-за того, что она лишена
возможности действовать в реальном мире. В противном случае ей понадобились бы
четкие представления о реальности; ее же все располагает к туманному ожиданию.
Юноша тоже склонен мечтать, но ему видятся приключения, в которых ему отведена
активная роль. Девушка выбирает не приключение, а чудо, в ее восприятии предметы и
люди окрашиваются в неопределенные магические тона. А ведь идея магии неотделима от
идеи пассивной силы. Поскольку девушка обречена на пассивность и в то же время
жаждет власти, она неизбежно приходит к вере в магические чары. Она наделяет ими свое
тело, которое с их помощью подчинит себе мужчину, они видятся ей и во всей ее судьбе,
которая со временем вознесет ее без всяких усилий с ее стороны. Что касается реального
мира, она старается о нем не думать.
«Иногда в школе я, сама не знаю как, отвлекаюсь от объяснений и улетаю в страну грез...
пишет одна девушка. Меня так сильно захватывают восхитительные видения, что я
совершенно теряю представление о реальности. Я неподвижно сижу за партой, а когда
прихожу в себя, с изумлением вижу, что нахожусь в школе».
«Мне больше нравится мечтать, чем сочинять стихи, пишет другая девушка,
рассказывать себе какую-нибудь красивую сказку без начала и конца, придумывать
легенду, любуясь при свете звезд горами.
378
Это гораздо приятнее, потому что не так конкретно и создает впечатление покоя и
свежести»l.
|