Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
красивой и соблазнительной девушке, за которой вполне могли бы ухаживать, но которая
категорически отказывалась общаться с окружавшими ее молодыми людьми. Однако в
тринадцатилетнем возрасте она выбрала себе для поклонения юношу семнадцати лет,
который не пользовался большим успехом и с которым она ни разу не разговаривала. Она
раздобыла его фотографию, сама сделала на ней надпись от его имени и в течение трех лет
вела дневник, в котором описывала свои воображаемые отношения с ним; они целовались,
страстно обнимались, иногда они так ссорились, что она плакала, и у нее в таких случаях
действительно глаза становились красными и заплаканными, затем они мирились, она от
его имени присылала себе цветы и так далее. Когда она переехала и стала жить далеко от
него, она писала ему письма, но никогда их не отсылала и сама отвечала на них.
Совершенно очевидно, что это была попытка защититься от
реального опыта, который ее пугал.
Этот случай близок к патологии. Но он в увеличенном виде показывает процесс, который
может наблюдаться и у нормальных девушек. Например, у Марии Башкирцевой мы видим
удивительный пример воображаемой сентиментальной жизни. Она утверждает, что
влюблена в герцога X., но она ведь с ним никогда не разговаривала. На самом деле она
стремится возвеличить собственное «я». Но поскольку она была женщиной, то и
помыслить не могла о том, чтобы добиться успеха с помощью какой-либо
самостоятельной деятельности, в то время, когда она жила, и в той социальной среде, к
которой принадлежала, это было невозможно. В восемнадцатилетнем возрасте она очень
трезво замечает: «Я пишу К., что мне хотелось бы быть мужчиной. Я знаю, что смогла бы
чего-нибудь достичь, А что можно сделать, когда носишь юбку? Единственная
возможность карьеры для женщины это замужество; у мужчины множество шансов,
у женщины только один, то есть ноль, как и на ее счете в банке». Следовательно, она
нуждается в любви мужчины, но для того, чтобы он мог наделить ее высокой
значимостью, он сам должен обладать независимым сознанием. «Мне никогда не
понравится мужчина, стоящий ниже меня на общественной лестнице, пишет она. В
богатом и независимом мужчине есть гордость и удовлетворенность собой. В его
уверенности есть что-то победоносное. Мне нравится капризная, фатоватая и жестокая
внешность Х в нем есть что-то от Нерона». Или еще: «Смирение перед превосходст-
386
*w··
вом любимого мужчины вот самое глубокое удовлетворение самолюбия, которое
может испытать неординарная женщина». Так самовлюбленность приводит к мазохизму.
Связь этих двух мироощущений была заметна уже в грезах девочки о Синей Бороде, о
подвигах Гризельды и святых мучениц. Женское «я» существует для другого человека и
благодаря ему, и чем могущественнее этот другой, тем богаче и сильнее ее «я». Оно
завоевывает своего повелителя и заимствует все его добродетели: если бы Нерон полюбил
Марию Башкирцеву, она стала бы похожей на Нерона. Обратить себя в ничто ради
другого человека означает создать его в себе и для себя. На деле мечта о собственном
ничтожестве является не чем иным, как гордым стремлением к самореализации. В
действительности Мария Башкирцева никогда не встретила мужчину, обладавшего
такими достоинствами, ради которых она согласилась бы отказаться от собственной
индивидуальности. Одно дело преклонять колена перед созданным самой собой и
|