Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
красивой и соблазнительной девушке, за которой вполне могли бы ухаживать, но которая
категорически отказывалась общаться с окружавшими ее молодыми людьми. Однако в
тринадцатилетнем возрасте она выбрала себе для поклонения юношу семнадцати лет,
который не пользовался большим успехом и с которым она ни разу не разговаривала. Она
раздобыла его фотографию, сама сделала на ней надпись от его имени и в течение трех лет
вела дневник, в котором описывала свои воображаемые отношения с ним; они целовались,
страстно обнимались, иногда они так ссорились, что она плакала, и у нее в таких случаях
действительно глаза становились красными и заплаканными, затем они мирились, она от
его имени присылала себе цветы и так далее. Когда она переехала и стала жить далеко от
него, она писала ему письма, но никогда их не отсылала и сама отвечала на них.
Совершенно очевидно, что это была попытка защититься от
реального опыта, который ее пугал.
Этот случай близок к патологии. Но он в увеличенном виде показывает процесс, который
может наблюдаться и у нормальных девушек. Например, у Марии Башкирцевой мы видим
удивительный пример воображаемой сентиментальной жизни. Она утверждает, что
влюблена в герцога X., но она ведь с ним никогда не разговаривала. На самом деле она
стремится возвеличить собственное «я». Но поскольку она была женщиной, то и
помыслить не могла о том, чтобы добиться успеха с помощью какой-либо
самостоятельной деятельности, — в то время, когда она жила, и в той социальной среде, к
которой принадлежала, это было невозможно. В восемнадцатилетнем возрасте она очень
трезво замечает: «Я пишу К., что мне хотелось бы быть мужчиной. Я знаю, что смогла бы
чего-нибудь достичь, А что можно сделать, когда носишь юбку? Единственная
возможность карьеры для женщины — это замужество; у мужчины — множество шансов,
у женщины — только один, то есть ноль, как и на ее счете в банке». Следовательно, она
нуждается в любви мужчины, но для того, чтобы он мог наделить ее высокой
значимостью, он сам должен обладать независимым сознанием. «Мне никогда не
понравится мужчина, стоящий ниже меня на общественной лестнице, — пишет она. — В
богатом и независимом мужчине есть гордость и удовлетворенность собой. В его
уверенности есть что-то победоносное. Мне нравится капризная, фатоватая и жестокая
внешность Х„ в нем есть что-то от Нерона». Или еще: «Смирение перед превосходст-
 
386 
*w··
вом любимого мужчины — вот самое глубокое удовлетворение самолюбия, которое
может испытать неординарная женщина». Так самовлюбленность приводит к мазохизму.
Связь этих двух мироощущений была заметна уже в грезах девочки о Синей Бороде, о
подвигах Гризельды и святых мучениц. Женское «я» существует для другого человека и
благодаря ему, и чем могущественнее этот другой, тем богаче и сильнее ее «я». Оно
завоевывает своего повелителя и заимствует все его добродетели: если бы Нерон полюбил
Марию Башкирцеву, она стала бы похожей на Нерона. Обратить себя в ничто ради
другого человека означает создать его в себе и для себя. На деле мечта о собственном
ничтожестве является не чем иным, как гордым стремлением к самореализации. В
действительности Мария Башкирцева никогда не встретила мужчину, обладавшего
такими достоинствами, ради которых она согласилась бы отказаться от собственной
индивидуальности. Одно дело преклонять колена перед созданным самой собой и
Hosted by uCoz