Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 325 
Next page End  

участника группы можно изобразить в виде усеченного цилиндра, в котором индивидуальный сегмент
представлен в виде поперечного разреза, пересекающего непрерывный продольный групповой процесс
(рис. 2.1).
Рис. 2.1
Каждый из слоев модели обусловливает свою плоскость переноса. Так, П. Куттер дополняет
каждый слой еще одной прослойкой, в итоге получая четыре плоскости переноса.
1. Невротическую плоскость.
2. Плоскость нарциссического переноса с сопутствующим обострением идеальных
представлений о собственной личности.
3. Плоскость расщепленных переносов, связанных с механизмами шизоидно-параноидной
стадии.
4. Плоскость психотических переносов, для которой характерно размывание личностных
границ.
Юлиана Ева ван Вик, опираясь на выделенные Фингер-Трешером различия между
горизонтальным и вертикальным уровнями групповой ситуации (на горизонтальном уровне
проявляются отличия внутрипсихических процессов членов группы от межличностных; на
вертикальном — отношения между группой и дирижером), сделала основной акцепт на
взаимоотношениях между группой и ее ведущим. С ее точки зрения, в рамках этих отношений: 1) могут
устанавливаться смысловые взаимосвязи, которые до сих пор были бессознательными или
отсутствовали вообще; 2) могут перепроверяться и корректироваться образцы интеракций; 3) могут
раскрываться и интернализовываться новые формы объектных отношений. Исходя из этого, дирижер
прежде всего должен выполнять функцию гаранта существования и самосохранения группы.
Соответственно динамика группового процесса носит циркулярный характер внутрипсихической
и межличностной динамики на горизонтальном и вертикальном уровнях. На горизонтальном уровне
имеется следующая психодинамика: первоначальная травматизация посредством аналитического
группового сеттинга — вызванная ею регрессия — реанимация ранних способов переживания,
механизмов психологической защиты и образцов интеракций — специфические групповые
интроективные и проективные идентификации, а также реакции переноса и принятия ролей — общие
бессознательные фантазии.— спонтанные отказы от ролей — проверка реальности — интернализация
новых объектов и зрелых идентификаций — корригирующий эмоциональный опыт. На вертикальном
уровне психодинамика определяется бессознательной динамикой трансферентных и
контртрансферентных процессов, проявляющих себя в общих фантазиях группы, реакциях
контрпереноса дирижера и идентификации группы с ним.
В связи с некоторыми различиями, которые существуют в теоретических моделях, далее мы
дадим лишь некоторое обобщенное описание стадий групповой работы, уделив особое внимание
начальной и конечной (терминальной) стадиям работы, учитывая их наибольшую важность и сложность
в психотерапевтическом процессе.
В ходе от 5 до 10 первых сессий в группе обычно поднимаются несколько типов тем. Во-первых,
это поиск рациональных оснований происходящего. Во-вторых, это вопрос соотношения
«внутригрупповой» и «внешней» реальности. В-третьих, это так называемые «коктейльные темы» и
разного рода «психотерапевтические игры» (например, «идентифицированный пациент и команда
опытных психотерапевтов»). Наиболее распространенная форма коммуникации — поиск и
предоставление советов.
Предполагается, что малая группа моделирует функционирование родительской (первичной)
семьи. Однако на начальном этапе работы в ней нет условий для возникновения всей сложной системы
эмоциональных связей, присущих семье. Новизна групповой обстановки вызывает у участников группы
более ситуативные чувства тревожности, подозрительности, конкуренции за внимание дирижера и т. п.,
что проявляется в форме любви, гнева или ярости по отношению к отдельным участникам [В. И.
Натаров отмечает следующую закономерность — чем более тоталитарным является режим или
Hosted by uCoz