в том, что «это понятие передается двумя немецкими терминами: Gemeinschaftsgefuhl
дух
солидарности, общности; Gemeinsinn
чувство солидарности, коллективизма» (Сидоренко, с. 39).
Таким образом, «речь идет об общественном чувстве, но на английский (американский) язык это
перевели почему-то как "социальный интерес", а потом термин перешел и в русские реферативные
журналы» (там же).] способности интересоваться другими людьми и принимать участие в их жизни
является продолжением концепции стремления к саморазвитию. Очень изменившись (судя по
отзывам друзей) после Первой мировой войны, Адлер стал утверждать, что стремление к достижениям
должно быть борьбой за развитие всего человеческого общества, а не просто конкретного индивида. На
этом этапе главный акцент в индивидуальной психологии переносится на улучшение условий
человеческого существования и повышение благосостояния группы, а не на преодоление
индивидуальных трудностей.
Так, уже в своей ранней работе 1908 г. Адлер отмечал, что можно видеть, как детям хочется,
чтобы их обнимали, ласкали, трогали и хвалили. По его мнению, природа наделяет нас потребностью
(инстинктивным стремлением) к физическому контакту, привязанности и присоединению, что является
проявлением «социального чувства». Ранние детские переживания и особенности воспитания могут
либо способствовать, либо препятствовать интересу к жизненному благополучию сначала близких
людей, а потом и всего окружающего мира. «Для одного человека жизнь может означать: "Охранять
себя от боли, закрыться в себе, остаться незатронутым..." Для других людей она может означать: "Быть
заинтересованным в других людях, быть частью целого, вносить свой вклад в благополучие
человечества"... Вклад вот истинное значение жизни. Тем многим людям, у кого было другое
значение ("Что я могу получить от жизни?"), как бы сама Земля говорила: "Уходите! Вы не нужны.
Умрите и исчезните!"» (цит. по: Сидоренко, с. 39-40).
В связи с этим в психотерапевтической практике, основанной на теории индивидуальной
психологии, психотерапевт не просто «говорит миру о разных вещах, но передает послания, дает
инструкции, например: "Чтобы быть счастливым и успешным в жизни, ты должен быть хорошим в
социальном смысле"».
Развивая идеи социального интереса, X. Ансбачер предложил рассматривать социальный
интерес в двух аспектах как процесс и как направленность на объект.
Социальный интерес как процесс это ценностное отношение к жизни вообще и к тому, что
находится вне индивида. Это способность «видеть глазами другого, слышать ушами другого,
чувствовать сердцем другого». Как отмечает Дж. Крэнделл, «если я ценю других людей, я лучше смогу
заметить, что они расстроены, огорчусь из-за этого, лучше смогу придумать, что можно сделать, чтобы
помочь им, а потом сделать то, что я придумал» (Crandall, p. 181).
Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.
1. Субсоциальные объекты неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности
(наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным «Я» индивида.
Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада
индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени
зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.
2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется
как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно
социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно
говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной
стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На
социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.
3. Супрасоциальные объекты это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес
здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это
«космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как
целым».
Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у
него социального интереса (по Kaplan H. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons //
Individual Psychology. 1991.
Vol. 47. ¹ 1.
P. 82-85) [В специальном номере журнала
Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (¹ 1,
1991 г.) приводится
перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него
социального интереса.]
|