Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 325 
Next page End  

интерес. Это жизненный стиль тех, кого на обыденном языке называют обывателями. Эмпирические
описания людей с таким жизненным стилем у Адлера также отсутствуют.
У людей с жизненным стилем «пустых делателей добрых дел» не развито стремление к
превосходству, но развит социальный интерес. Такие люди не развивают свои способности, не
компенсируют свои слабости, и поэтому их участие в других людях и попытки сделать что-то доброе
могут обернуться злом. Они не понимают, как творить добро, поэтому их социальный интерес
бесплоден. Обычно о них говорят как о тех, чьими «благими намерениями вымощена дорога в ад».
У людей с псевдокомпенсационным жизненным стилем наблюдается стремление к
превосходству и нулевой или негативный социальный интерес. Если он близок к нулю — они заняты
преимущественно сохранением собственного «нарциссического баланса», при выраженном негативном
социальном интересе они используют других и манипулируют ими. При этом приставка «псевдо-»
подчеркивает, что они стремятся к компенсации, но делают это не путем прямого преодоления проблем,
а с помощью окольных способов. Адлер писал: «Представим себе, что человек потерял уверенность в
своих силах; предположим, что он не может представить себе, как его реальные усилия, если даже он их
предпримет, смогут улучшить его ситуацию. И этот человек тоже будет не в состоянии вынести
ощущения недостаточности, и такой человек тоже будет бороться, чтобы избавиться от них; но он будет
пробовать способы, которые не продвинут его вперед... Вместо того чтобы преодолевать препятствия,
он будет стараться загипнотизировать самого себя, интоксицировать себя, чтобы вызвать у себя чувство
превосходства. Если он чувствует себя слабым, то постарается переместить себя в обстоятельства, в
которых почувствует себя более сильным. Он не учится тому, чтобы быть более сильным, более
адекватным, он учится тому, чтобы казаться сильнее в собственных глазах» (цит. по: Сидоренко, с. 55).
Среди способов псевдокомпенсации Адлер называл:
- «Уход в болезнь». То, что в психоаналитических учениях считается вторичным выигрышем от
симптома, Адлер выдвинул на первый план в объяснении генезиса неврозов и психосоматических
расстройств. Согласно его точке зрения, любой симптом позволяет индивиду получить следующие
преимущества: а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем; б)
увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими; в) он может
рассчитывать на помощь и сочувствие других. «В той или иной степени каждый невротик ограничивает
поле своей деятельности и свои контакты со средой. Он старается держаться на расстоянии от трех
истинных проблем жизни и ограничивает себя такими обстоятельствами и ситуациями, в которых
надеется доминировать. Таким образом, он выстраивает себе тесный загон, закрывает дверь и проводит
свою жизнь вдали от ветра, солнечного света и свежего воздуха» (цит. по: Сидоренко, с. 56).
- «Уход в слабость». «Такой индивидуум попытается ограничить поле своей деятельности и
будет больше занят тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Слезы и
жалобы — средства, которые я назвал "силой воды", могут быть в высшей степени подходящим
орудием, чтобы разрушить сотрудничество и свести других людей до положения рабов. У этих людей,
так же как и у тех, кто страдает от застенчивости и чувства вины, комплекс недостаточности
обнаруживается на поверхности. Они с готовностью признают свою слабость и свою неспособность
контролировать себя. Что они будут прятать, так это завышенные цели первенства, свое желание быть
первым любой ценой» (там же). Люди с подобным типом псевдокомпенсации максималистично
выбирают в жизни что-то «самое-самое» — либо самое лучшее, либо, чаще всего, самое худшее.
«Растяпы», «невезучие», алкоголики, жертвы общей жесткости мира и черствости окружающих — все
они ищут превосходства в том, что доказывают, как они слабы и несчастны. «Самоистязающие себя
святые, избрав страдание, избегают необходимости встретиться с жизнью и поддерживают в себе
благородное чувство морального превосходства, которое им страшно необходимо» (Manaster, Corsini, p.
31).
-
«Леность». Так же как болезнь или слабость, лень служит хорошим оправданием собственных
неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач. Некоторые стремятся
скрыть этот «недостаток», в свою очередь, выстраивая над ним целый ряд «объективных» объяснений;
у некоторых же он даже возводиться в ранг этакого «очаровательного изъяна» (достаточно вспомнить
русские народные сказки или знаковую фигуру классической русской литературы — Илью Ильича
Обломова). Кроме того, до сих пор в нашем обществе лень зачастую подвергается меньшему
осуждению, нежели предприимчивость и ловкость (что находит свое отражение как на уровне бытовых
анекдотов, так и на уровне культурной идеологической установки, согласно которой «лень — двигатель
прогресса»).
-
«Лживость». Хитрость и обман могут служить целям привлечения внимания к себе или
Hosted by uCoz