в. Чувства и эмоции. Адлер считал, что все чувства и эмоции психологически целенаправлены,
т. е. ориентированы согласно жизненному стилю индивида. «Мы знаем, что ребенок, привыкший, чтобы
мать всегда была рядом, помогала и поддерживала его, может обнаружить, что тревога (каким бы ни
был ее источник) это очень эффективное средство управления матерью... Человек, который достигает
превосходства через печаль, не может быть веселым и удовлетворенным своими достижениями. Он
может быть счастливым, только когда он несчастен... Можно увидеть, что в каждом человеке чувства
росли и развивались в том направлении и в той степени, которые были существенны для достижения
его цели. Тревога или смелость, радость или печаль всегда согласовывались со стилем его жизни...
Стиль жизни выстраивается вокруг стремления к определенной цели совершенствования, и поэтому мы
должны ожидать, что каждое слово, действие или чувство будет органической частью этой целостной
линии действий» (цит. по: Сидоренко, с. 104).
Соответственно чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, несут в себе общий
эмоциональный окрас, соответствующий избранному жизненному стилю. «Подавленный человек не
сможет оставаться в подавленном состоянии, если начнет вспоминать свои хорошие минуты и свои
успехи. Он должен говорить сам себе: "Вся моя жизнь была несчастьем" и отбирать только такие
события, которые он сам мог бы толковать как примеры несчастливой судьбы» (цит. по: Сидоренко, с.
105).
Таким образом, чувства и эмоции, описываемые пациентом или хотя бы вскользь упомянутые в
материале ранних воспоминаний, являются важным показателем его жизненного стиля. В связи с этим
многие психотерапевты-адлерианцы специально обращают внимание испытуемых на необходимость и
важность описания чувств, даже неясных, смешанных или кажущихся незначительными. С другой
стороны, показательно само по себе включение пациентом описания чувств и эмоций в продукцию
ранних воспоминаний, так как это отражает его интерес к эмоциональной стороне жизни, к
собственным чувствам и к чувствам других, стиль подхода к проблемам и задачам.
Заметим, что при работе с продукцией раннего воспоминания необходимо учитывать все
наличествующие содержательные категории (например, как «присутствие», так и «отсутствие» каких-то
фигур), несмотря на их возможную противоречивость. Все выделенные на каждом этане
содержательные категории должны рассматриваться как рабочие гипотезы, которые в дальнейшем, в
общем сравнительном анализе, либо объединяются целостной логикой жизненного стиля, либо
отбрасываются как .опровергаемые этой логикой.
В дальнейшем выделенная идея жизненного стиля пациента формулируется в виде некой
вербальной формулы, которая обычно начинается со слов, предложенных Адлером «Жизнь это...»
или «Жить значит...». Ранние воспоминания могут стать основным содержанием
психотерапевтического процесса. На фазе изучения жизненного стиля пациента психотерапевт
вместе с пациентом, анализируя полученные ранние воспоминания, исследует его жизненный стиль.
Чаще всего это происходит в форме диалога, в котором проверяются так называемые пробные
гипотезы, например, «Может быть, у вас были и другие подобные ситуации?» При этом, работая с
вербальными сообщениями, терапевт пытается перевести высказывание (описание) в скрипт
(обращение). Например, если пациент говорит: «Это привычка», то возможный перевод может
выглядеть так: «Не пытайтесь это изменить»; или «Разговор об этом заставляет меня страдать»; или
«Давайте не будем об этом говорить». Постепенно проясняя смысл вербальных и невербальных
проявлений, терапевт формирует гипотезы причин невроза, а затем подтверждает или отвергает их.
За фазой изучения жизненного стиля пациента наступает фаза реориентации
непосредственного изменения жизненного стиля, т. е. представлений о жизни и способов поведения в
типичных жизненных ситуациях. М. Линг и Т. Коттман предлагают использовать на этой фазе метод
визуализации ранних воспоминаний. Как и любой другой визуализационный метод, он начинается с
нескольких стандартных рекомендаций, направленных на достижение как можно более глубокого
состояния релаксации (например, просьбы закрыть глаза, принять максимально комфортное положение
тела, сделать два-три глубоких вдоха-выдоха и т. п.). Затем терапевт просит пациента, находящегося в
полугипнотическом состоянии, представить себе какой-нибудь случай из детства, отражающий
выявленное ошибочное представление о жизни. При этом пациенту рекомендуется представлять
выбранное воспоминание диссоциированно, например как сцену в фильме или спектакле, которую он
как зритель наблюдает с некоторого расстояния. После этого его просят описать сцену так, как она
разворачивается перед ним, и рассказать о чувствах, которые она вызывает. Если пациенту достаточно
хорошо удается это сделать, далее его просят представить, как он, уже взрослый, попадает в эту
воображаемую сцену, и его взрослое «Я» утешает его детское «Я», говоря, что он значим, любим, или
|