Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 325 
Next page End  

в. Чувства и эмоции. Адлер считал, что все чувства и эмоции психологически целенаправлены,
т. е. ориентированы согласно жизненному стилю индивида. «Мы знаем, что ребенок, привыкший, чтобы
мать всегда была рядом, помогала и поддерживала его, может обнаружить, что тревога (каким бы ни
был ее источник) — это очень эффективное средство управления матерью... Человек, который достигает
превосходства через печаль, не может быть веселым и удовлетворенным своими достижениями. Он
может быть счастливым, только когда он несчастен... Можно увидеть, что в каждом человеке чувства
росли и развивались в том направлении и в той степени, которые были существенны для достижения
его цели. Тревога или смелость, радость или печаль всегда согласовывались со стилем его жизни...
Стиль жизни выстраивается вокруг стремления к определенной цели совершенствования, и поэтому мы
должны ожидать, что каждое слово, действие или чувство будет органической частью этой целостной
линии действий» (цит. по: Сидоренко, с. 104).
Соответственно чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, несут в себе общий
эмоциональный окрас, соответствующий избранному жизненному стилю. «Подавленный человек не
сможет оставаться в подавленном состоянии, если начнет вспоминать свои хорошие минуты и свои
успехи. Он должен говорить сам себе: "Вся моя жизнь была несчастьем" — и отбирать только такие
события, которые он сам мог бы толковать как примеры несчастливой судьбы» (цит. по: Сидоренко, с.
105).
Таким образом, чувства и эмоции, описываемые пациентом или хотя бы вскользь упомянутые в
материале ранних воспоминаний, являются важным показателем его жизненного стиля. В связи с этим
многие психотерапевты-адлерианцы специально обращают внимание испытуемых на необходимость и
важность описания чувств, даже неясных, смешанных или кажущихся незначительными. С другой
стороны, показательно само по себе включение пациентом описания чувств и эмоций в продукцию
ранних воспоминаний, так как это отражает его интерес к эмоциональной стороне жизни, к
собственным чувствам и к чувствам других, стиль подхода к проблемам и задачам.
Заметим, что при работе с продукцией раннего воспоминания необходимо учитывать все
наличествующие содержательные категории (например, как «присутствие», так и «отсутствие» каких-то
фигур), несмотря на их возможную противоречивость. Все выделенные на каждом этане
содержательные категории должны рассматриваться как рабочие гипотезы, которые в дальнейшем, в
общем сравнительном анализе, либо объединяются целостной логикой жизненного стиля, либо
отбрасываются как .опровергаемые этой логикой.
В дальнейшем выделенная идея жизненного стиля пациента формулируется в виде некой
вербальной формулы, которая обычно начинается со слов, предложенных Адлером — «Жизнь — это...»
или «Жить — значит...». Ранние воспоминания могут стать основным содержанием
психотерапевтического процесса. На фазе изучения жизненного стиля пациента психотерапевт
вместе с пациентом, анализируя полученные ранние воспоминания, исследует его жизненный стиль.
Чаще всего это происходит в форме диалога, в котором проверяются так называемые пробные
гипотезы, например, «Может быть, у вас были и другие подобные ситуации?» При этом, работая с
вербальными сообщениями, терапевт пытается перевести высказывание (описание) в скрипт
(обращение). Например, если пациент говорит: «Это привычка», то возможный перевод может
выглядеть так: «Не пытайтесь это изменить»; или «Разговор об этом заставляет меня страдать»; или
«Давайте не будем об этом говорить». Постепенно проясняя смысл вербальных и невербальных
проявлений, терапевт формирует гипотезы причин невроза, а затем подтверждает или отвергает их.
За фазой изучения жизненного стиля пациента наступает фаза реориентации
непосредственного изменения жизненного стиля, т. е. представлений о жизни и способов поведения в
типичных жизненных ситуациях. М. Линг и Т. Коттман предлагают использовать на этой фазе метод
визуализации ранних воспоминаний. Как и любой другой визуализационный метод, он начинается с
нескольких стандартных рекомендаций, направленных на достижение как можно более глубокого
состояния релаксации (например, просьбы закрыть глаза, принять максимально комфортное положение
тела, сделать два-три глубоких вдоха-выдоха и т. п.). Затем терапевт просит пациента, находящегося в
полугипнотическом состоянии, представить себе какой-нибудь случай из детства, отражающий
выявленное ошибочное представление о жизни. При этом пациенту рекомендуется представлять
выбранное воспоминание диссоциированно, например как сцену в фильме или спектакле, которую он
как зритель наблюдает с некоторого расстояния. После этого его просят описать сцену так, как она
разворачивается перед ним, и рассказать о чувствах, которые она вызывает. Если пациенту достаточно
хорошо удается это сделать, далее его просят представить, как он, уже взрослый, попадает в эту
воображаемую сцену, и его взрослое «Я» утешает его детское «Я», говоря, что он значим, любим, или
Hosted by uCoz