межличностные отношения являются результатом ошибочного восприятия, неверных выводов и
беспочвенных ожиданий, входящих в стиль жизни.
Исследование динамики включает две части. Во-первых, психотерапевт стремится понять
стиль жизни пациента, а во-вторых, понять то влияние, которое этот стиль оказывает на реализацию
жизненных целей. Возможны случаи, когда у пациентов с адекватными стилями жизни проблемы
возникают вследствие попадания в непереносимые или чрезвычайные ситуации, из которых они не
могут выпутаться собственными силами.
И содержание, и форма коммуникации с пациентом рассматривается психотерапевтом не в
описательном смысле, а с точки зрения выявления «сценария» (scripts) межличностного
взаимодействия. Г. Мосак пишет, что в ходе психотерапии терапевт действует как детектив, за
исключением лишь того, что у него другая цель: он не стремится установить виноватого. Стремясь
понять пациента, он изучает любые намеки, складывает их в паттерны, постепенно собирая
разрозненные кусочки информации и решая головоломку.
При этом свободные ассоциации и «болтовня», за исключением редких случаев, когда они
служат психотерапевтическим целям, избегаются. Аналитические интерпретации строятся в контексте
исследования взаимодействия между стилем жизни и жизненными целями каким образом стиль
жизни оказывает влияние на личностные функции и дисфункции по отношению к жизненным целям.
Исследование динамики и стиля жизни позволяет установить происхождение «базисных
ошибок» пациента частичных «истин» личной мифологии, которые человек путает с реальностью.
Выделяют следующие базисные ошибки:
1) сверхобобщение (например, «Люди враждебны», «Жизнь опасна»);
2) ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг, и ты покойник»,
«Я должен быть приятным для всех»);
3) неправильное восприятие жизни и ее требований («Жизнь никогда не даст мне никакой
передышки», «Жизнь так тяжела»);
4) преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я глуп», «Я недостойный», «Я всего
лишь домашняя хозяйка»);
5) ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»).
Кроме того, психотерапевт должен выявить то, как пациент воспринимает свои достоинства.
Поскольку стиль жизни является целостной характеристикой, он проявляется не только в
поведении, языке, межличностных взаимоотношениях, но и в фантазиях, снах, продуктах творчества и
т. п. Поэтому Адлер признавал важность анализа сновидений, фантазий, грез и т. п. для процесса
психотерапии, видя в них, однако, не реализацию вытесненных желаний, а планируемый шаг в
реализации жизненных целей, подготовку действий, которые затем проявятся в поведении. По его
мнению, в сновидениях предстают фрустрированные потребности, но не как индикаторы старых
проблем, а как попытки их решить. Сновидения это фабрика эмоций, в которой рождается
настроение, направляющее человека к каким-либо действиям или удерживающее от них. Так, например,
если человек хочет отложить действие, то он забывает сон, если хочет отговорить себя от некоторых
действий пугает ночными кошмарами. [Интересно, что за день до своей смерти Адлер сказал
друзьям: «Я проснулся с улыбкой, поэтому помню, что мои сны были хорошими, хотя сами сны уже не
помню» /11/]
Техника работы Адлера со сновидениями отличается от фрейдовской не только в общем
подходе, но и в содержании интерпретации образов сновидения. Адлер считал, что образы сновидения
часто заимствованы из детства, поскольку именно в то время происходит символическое запечатление
значимых жизненных ситуаций. Поэтому сложное испытание в сновидении может замещаться
школьными экзаменами. В ожидании неудачи человек во сне может спотыкаться, падать, наталкивается
на препятствия и т. п. Если З. Фрейд трактовал падение, полет как символизацию полового акта, то
Адлер рассматривал эту символику сквозь призму теории компенсации. Он показал, что полет может
означать желание поднять свой статус. Падение может быть проинтерпретировано как символическое
представление чувства превосходства либо утраты ощущения собственной значимости. Сны о наготе
могут выражать чувство ущербности или страх быть уличенным в обмане.
Адлер подчеркивал необходимость индивидуальной трактовки символики сновидения, исходя из
всего многообразия проявлений стиля жизни. Ему довелось наблюдать двух пациентов-мальчиков,
которые во сне выражали желание быть лошадью. Для одного это была символизация стремления нести
груз ответственности за семью, а для другого стремление обогнать других, быть первым.
Символизация призвана скрывать, маскировать стиль жизни. Адлер считал, что чем дальше личность от
|