Психотерапевтический процесс является трудным и болезненным приближением к заветной цели,
которая все время ускользает, но каждый шаг приближает к ней. Истоки европейской традиции телесно-
ориентированной терапии содержатся в работах В. Райха. В концепции Райха центральное положение
отводилось сексуальности, которая «была ключом для разрешения невротических проблем
индивидуума» (Лоуэн, 1999, с. 20). Освободив собственную сексуальность, человек приобретает
«генитальный» характер становится свободным, спонтанным, креативным и здоровым.
Лоуэн построил иную, нежели Райх, концепцию человека. Специфичным для христианской
культуры является акцент не на гениталиях и сексуальности, а на сердце. Лоуэн отмечал, что
освобождение сексуальности автоматически не освобождает человека от личностных проблем, как это
предполагалось в концепции Райха. Он утверждал: «Применявшееся Райхом фокусирование на
сексуальности, хотя и было теоретически обоснованным, но, в общем, провалилось и не дало
результатов» (Лоуэн, 1999, с. 29). Акцент на гениталиях в своей теоретической основе восходит к
восточным антрополого-энергетическим концепциям, в которых признается исключительная важность
«копчикового» и «пупочного» энергетических центров. Лоуэн же заявил, что рассматривать «только
сексуальную активность как основной путь для выражения жизни тела путь в целом слишком узкий
и ограниченный» (Лоуэн, 1999, с. 53). Он рассматривает в качестве центра, корня, источника жизни
другой орган сердце, которое является «центром всей терапии», направленной на то, чтобы «помочь
человеку увеличить его способность отдавать и получать любовь: развить его сердце...» (Лоуэн, 1999, с.
64). Существует множество расхожих выражений, отражающих роль сердца в возникновении
различных эмоциональных состояний: «сердце сжалось», «сердце щемит», «тяжесть на сердце»,
«разбитое сердце», «от всего сердца», «ты у меня в сердце» и т. п. В христианской культурной традиции
главный орган сердце (любовь), которое подчиняет себе и «низ» (гениталии, сексуальность), и
«верх» (голову, интеллект, структуры Эго).
Согласно биоэнергетическому анализу, человек приходит в мир для любви и за любовью. Вместе
с тем очень часто условия, в которых воспитывается ребенок, таковы, что его сердце «перекрывается» к
теплу и любви. В результате взрослый человек не в состоянии установить с партнером глубокие
отношения психологической интимности, основанные на любви. Любовь блокируется как на
психологическом уровне уровне переживания и выражения (экспрессии), так и на телесном
возникают хронические напряжения, а само тело становится жестким, ригидным. Схематично слои
блокировок могут быть представлены следующим образом (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Слои защитные
Нереализованная потребность в любви (IV слой) вызывает к жизни самые разнообразные
|