Обвинение состоит в том, что ответственность за свои чувства и переживания приписываются
другому человеку, который соблазнил, настоял, не проявил должного внимания и т. п. Пациент не хочет
разобраться в себе, а обвиняет в своих проблемах кого-то другого.
На описании таких защитных механизмов, как проекция, рационализация и интеллектуализация,
мы останавливаться не будем: сведения о них читатель найдет в главе, посвященной
психодинамической терапии.
Устойчивые (стилевые) защитные образования личности конституируют ее характер. Лоуэн
выделяет пять главных характерологических структур: шизоидную, оральную, нарциссическую,
мазохистическую и ригидную. Эти типы характера являются специфическими формами либидозной
фиксации.
Шизоидная характерологическая структура имеет тенденцию к расщеплению и диссоциации,
мышление изолировано от чувств. Генезис этого характера неприятие, отвержение ребенка матерью
уже с первых дней его жизни. Часто такое отвержение сочетается с открытой или скрытой
враждебностью. Основное базовое убеждение шизоида «мир чужой», «мне неуютно в мире». Отсюда
изолированность и отчужденность от мира как ключевые черты шизоидной личности. Шизоид
избегает близких отношений (боится повтора детской травмы), убегает от реальности в мир фантазий,
замещает эмоции интеллектом, поэтому поведение шизоида, свободное от эмоциональных
переживаний, было названо поведением «как будто» «как будто люблю», «как будто живу» и т. п.
Оральная характерологическая структура возникает вследствие недостатка материнской заботы
и поддержки в раннем детстве. Такая травма переживается как покинутость и лишение. [В отличие от
«шизоида», который отвергается матерью и чувствует себя «чужим», отстраненным, словно весь мир
отвернулся от него, «оральник» переживает травму лишения внимания, тепла и понимания его не
отвергают, его просто не замечают, тем самым лишая тепла, в поисках которого он проводит всю
жизнь.] Один из вариантов генеза этого характера кормление ребенка строго по часам: ребенок хочет
есть, а его «выдерживают» («пусть кричит развивается голос»), приучая, по мнению родителей, к
порядку, или же ребенку приходится лежать в мокрых пеленках, на его крик не обращают внимания.
Такой «оральник» всю жизнь ощущает беспомощность, нуждается в поддержке и помощи, но не верит в
возможность их получения. Он чувствует, что не заслуживает ни любви, ни помощи, ни поддержки,
поэтому пытается заслужить или купить любовь и дружбу. Зависимость, несамостоятельность, сильное
желание получить поддержку и помощь и неверие в такую возможность, страх быть брошенным и
покинутым основные черты данного типа характера. Такие люди склонны притворяться больными,
чтобы привлечь к себе внимание, а также подвержены депрессиям.
Нарциссическая характерологическая структура формируется в ситуации, которую можно
обозначить как скрытую эротизацию отношений с ребенком (скрытое интимное обольщение,
соблазнение ребенка). Как отмечает Лоуэн, соблазняющий родитель вводит ребенка в заблуждение: с
одной стороны, он его соблазняет, а с другой этот соблазн призван удовлетворить нарциссические
потребности родителя. Родителю в действительности нет дела до ребенка он нацелен на
привязывание ребенка к себе. Соблазняющий родитель отвергает потребности ребенка в поддержке и
физическом контакте. Поэтому такой ребенок в дальнейшем закрывает (запирает) свои чувства в себе.
Любая попытка открыться к собственным чувствам воспроизводит боль отвержения соблазняющим
родителем противоположного пола в детстве такой человек не чувствует свою ценность как мужчина
(женщина). Он «отрицает свои чувства любви и нежности к значимым другим людям, избегая тем
самым боли отвержения и опасности инцеста» (Лоуэн, 1999, с. 123). Ребенок, попадающий в ситуацию
соблазнения родителем противоположного пола, бросает вызов родителю своего пола. И дабы быть
принятым этим родителем, следует отказаться от близких отношений с родителем противоположного
пола, а в дальнейшем с противоположным полом вообще, так как отношения должны строиться на
рациональной основе, сочетающейся с эмоциональным дистанцированием от партнера. На смену
чувству приходит желание соответствовать ожиданиям родителя своего пола, что и создает барьер
необходимой идентификации с родителем одного пола и в дальнейшем идентификацию с
соблазняющим родителем.
Отрицать и контролировать свои чувства можно посредством контроля и господства (власти) над
ситуацией и людьми. «Существуют два способа приобрести власть над другими. Один задирая или
одолевая другого... Второй путь воздействие на человека посредством соблазняющего подхода...»
(Лоуэн, 1999, с. 121). В первом случае можно говорить о подавляющем типе, возвышающемся над
людьми: человек поднимается над собственными потребностями, отрицает их. Во втором случае
человек будет удовлетворять свои потребности посредством манипулирования сначала родителями,
|