На второй ступени психотерапевт активизирует «понятое» чувство. Известно, что
акцентирование выдоха (выдох глубокий и полный) приводит к высвобождению чувств. Поэтому, когда
пациент осознал чувство (не раньше!), терапевт активизирует это переживание: «Откройте рот как
можно шире и не закрывайте его! А теперь выталкивайте, выталкивайте это чувство из живота вместе с
воздухом!» Особенность глубокого дыхания состоит в том, что оно задействует мышцы живота.
Дыхание «из живота» позволяет высвободить глубоко блокированные чувства, как, например, рыдания
«из живота», крик «из живота». Гипервентиляция приводит к снижению коркового контроля,
энергетизации организма и способствует усилению напряженности мышц. [Это связано с тем, что
повышение энергетики патогенных чувств приводит к усилению мышечных защит систем
мышечных напряжений, сдерживающих высвобождение этих чувств.] Пациент напряжен, корчится и
дрожит. В этот период глубокое дыхание становится непроизвольным, а страх нарастает. С одной
стороны, высвобождаемое чувство «понятно» пациенту: он, сталкиваясь с детскими воспоминаниями
отвержения, изоляции, оскорбления и т. п., видит связи между своими невротическими потребностями в
одобрении и прошлыми отвержениями; между своими излишествами в еде или питье, которые
наблюдаются в настоящее время, и лишениями в прошлом; между своей склонностью к переживанию
гнева или соперничества и их прошлыми фрустрациями; между своим страхом быть честным и
открытым в настоящем и оскорблениями в прошлом. С другой стороны, пациент чувствует, что за его
детскими отвержениями, лишениями, оскорблениями лежит более глубокая эмоция та, о которой и
подумать страшно и которую лучше не осознавать. Именно поэтому в терапевтической сессии
нарастает страх. Терапевт, например, чувствует, что за ситуациями оскорбления в детстве лежит
глубоко заблокированный гнев на отца. Терапевт «ведет» пациента к осознанию и высвобождению
гнева. Естественно, в этот период может наблюдаться усиление защит. Задача терапевта устранить
все проявления защитной системы пациента. «К примеру, если он говорит тихо, надо заставить его
говорить громко. Если он склонен к философским рассуждениям, надо постараться подвести его к
простому описанию реальной жизни... Так или иначе, на каждом сеансе мы должны постоянно
подчеркивать его излишнее мудрствование» (Янов, 2000, с. 211). Защиты могут принимать самые
невероятные психологические (настороженность, робость, вежливость, исполнительность,
враждебность, смешливость, попытки сменить тему разговора и т. п.) и телесные маски (пациент
стремится изменить исходную позу сгибает ноги в коленях, отворачивается, садится на кушетку,
зевает и т. п.). Важно пресекать любые проявления защит: не позволять пациенту менять тему
разговора, изменять позу на кушетке, замыкаться в себе и т. п.
На третьей ступени терапевт, понимая (или, скорее, чувствуя) характер блокированных чувств
пациента, предлагает ему их выразить. Это высвобождение происходит в форме обращения к объекту
чувств. Например, психотерапевт говорит пациенту: «Скажи папе, что ты зол на него!» Если пациент
отказывается, то терапевт настаивает: «Постарайся сказать ему об этом! Говори!» Сначала у пациента
это может не получаться: например, он начинает утверждать, что все давно прошло и он больше не
чувствует зла на отца. В этом случае важно, чтобы пациент в деталях воспроизвел те воспоминания
детства, в которых отец сильно его злил. Затем терапевт тонально подводит пациента к высвобождению
гнева. Это может не произойти за одну сессию для этого требуется время. Первое чувство злости по
отношению к отцу может возникнуть и вне рамок терапевтической сессии, например в сновидении. Для
ускорения снятия психологических защит пациенту, в зависимости от многих обстоятельств, может
быть рекомендовано отказаться от сна. В свои чувства пациент заходит постепенно: то «ныряя в них»,
то выходя из них. Например, пациент может скатиться с кушетки на пол, корчиться в судорогах,
чувствуя приступы тошноты, бить кулаками по полу и т. п., а в конце сказать: «Папа, я буду хорошо
себя вести...» Иначе говоря, пациент отступает от подлинных чувств, проявляя псевдочувства вины.
Пациент должен чувствовать поддержку, доверие и твердую руку терапевта, чтобы, приняв решение
пойти на психотерапию, он смог пройти ее до конца.
Динамика содержания терапевтических сессий представлена на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Динамика содержания терапевтических сессии в ходе психотерапии
Снятие защит приводит к ужасным переживаниям клиента, делает его очень уязвимым, а
состояние весьма опасным. Поэтому психотерапевт должен быть доступен для клиента в течение
|