частота дают участникам возможность ассимилировать и интегрировать опыт, полученный в ходе
психотерапии, в свою жизнь.
Вне зависимости от продолжительности работы и частоты сессий группа проходит одинаковые
фазы. В теории психодрамы открыта важная закономерность: стадии групповой динамики
соответствуют стадиям индивидуального развития человека. Вначале группа решает проблемы,
связанные с доверием, затем переходит к темам борьбы за автономию, а завершение групповой работы
тесно связано с «траурной» проблематикой. Например, на первых сессиях группа может поддержать
протагониста, выдвинувшего тему «Где же мой настоящий дом?», в которой в символической форме
представлен поиск группой защищенности и безопасности. На последних сессиях закономерно
появляются темы потери, смерти и т. п.
Исходя из того что развитие группы идет параллельно индивидуальному развитию, ведущие
стремятся следовать за естественным групповым процессом и в то же время организовывают его таким
образом, чтобы обеспечить необходимое доверие и перейти к преодолению зависимости, росту
автономии как группы в целом, так и ее членов.
Сходную групповую динамику, начинающуюся этапом зависимости и развивающуюся в
направлении автономии, описывают и психоаналитические исследователи В. Бион, У. Беннис и Г.
Шепард.
Техники психодрамы
Клиент может не осознавать значительной части своего эмоционального опыта, своих
потребностей и не удовлетворять их. Поэтому важные жизненные роли, связанные с ними, оказываются
неосвоенными. Психодраматические техники моделируют различные аспекты процесса принятия роли.
Психодрама основана на том, что социальный атом (психотерапевтическая группа) берет на себя часть
ролевого поведения, которая не актуализировалась в жизни протагониста. Когда на ранних стадиях
развития ребенок не осознает своих потребностей, но они властно управляют его жизнью, мать и другие
люди из его ближайшего окружения пытаются вчувствоваться в нужды ребенка и удовлетворяют его
потребности. Аналогом этого процесса в психодраме служит техника двойника, предполагающая
вживание Вспомогательного Я в чувства протагониста, которые тот не осознает. Таким образом,
психодраматическая группа «достраивает» личностную историю клиента и дополняет связи в его
социальном атоме.
Психодрама отличается большой технической оснащенностью. Многие техники были созданы и
использованы в одной конкретной ситуации, другие достаточно универсальны и не зависят от
содержания проблемы. Ниже будут представлены наиболее распространенные техники.
Техника представления себя, как правило, используется в начале работы и позволяет клиенту в
коротких сценах представить себя или значимых лиц. Она может выполняться также в виде монолога
или интервью. Представление в этой технике дает информацию о реальном поведении, а не о фантазиях
по поводу себя. При этом клиент свободен в выборе предоставляемой информации, что сразу дает ему
ощущение безопасности. Вхождение в психодраму через эту технику усиливает эффект разогрева, дает
возможность сосредоточиться на проблеме.
Техника исполнения роли предполагает принятие и пребывание в роли. Как правило, ее
исполняет Вспомогательное Я, помогая протагонисту в постановке сцены из его жизни. Играть ее
может и протагонист, если он осваивает новую роль.
Диалог это проигрывание отношений между людьми. В отличие от исполнения роли здесь
все участники играют себя. Эта техника часто используется в семейной терапии. С ее помощью
осуществляется управление групповой динамикой. Опасность ее использования состоит в возможности
закрепления сложившихся неадекватных отношений.
В технике монолога протагонист покидает место действия и в процессе ходьбы (чтобы не терять
динамики действия, не увязнуть в словах) высказывает свои мысли, чувства, комментирует действия.
Монолог похож на свободные ассоциации, но больше связан с конкретной ситуацией.
Эта техника дает возможность дополнить содержание игры. Она используется, когда ведущий
предполагает, что у протагониста есть чувства, не находящие проявления в сцене, и в то же время он
готов к большему самораскрытию. Вводится она и перед сценой для вживания в роль. Неуместное
применение этой техники может нарушить, разорвать действие.
В технике двойника Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста. Как правило,
|