наконец находит его. Стражник, перед одними из бесчисленных ворот, приветствует путника, но сразу
же объявляет, что пропустить его в данный момент не может. Когда человек пытается сам заглянуть в
недра Замка, стражник предупреждает: «Если тебе не терпится, попытайся войти, не слушай моего
запрета. Но знай, могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя
к покою, стоят стражники один могущественнее другого. И с каждым из них тебе придется сразиться».
Тогда человек решил подождать, пока ему либо разрешат войти, либо придет кто-то другой,
готовый сразиться со страшными и могущественными стражниками. Иногда он подолгу беседовал с
первым стражником на разные темы. Периодически он пытался подкупить стражника разнообразными
взятками. Тот брал их, но все равно не пропускал, объясняя свои действия так: «Я делаю это, чтобы ты
не терял надежду».
В конце концов человек состарился и, чувствуя, что умирает, попросил стражника исполнить его
последнюю просьбу ответить на вопрос: «Ведь все люди стремятся к Закону, как же случилось, что
за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?». Тогда стражник
крикнул в ответ (так как человек уже плохо слышал): «Никому сюда входа нет, эти врата были
предназначены для тебя одного! Теперь я пойду и запру их».
Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в прошлом, и виной, связанной с
отказом делать новый выбор. Пока пациенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это
делали в прошлом, они не могут простить себе выбор, сделанный в прошлом.
Это хорошо иллюстрирует одна буддийская притча. Однажды двое монахов шли по узкой горной
дороге и на одном из поворотов встретили девушку, стоящую перед огромной лужей. Первый монах
спокойно прошел мимо, а второй молча подошел к ней, взял на плечо, перенес через лужу и пошел
дальше. Уже вечером, подходя к стенам монастыря, первый монах нарушил традиционное молчание:
«Наш устав запрещает прикасаться к женщинам». На что второй монах ответил: «Я пес ее только три
минуты, а ты несешь ее уже который час».
Техника высвобождения способности хотеть. Испытывать желания невозможно без контакта
со своими чувствами. Поэтому для понимания истинных желаний человека экзистенциальные
психотерапевты работают с подавленными и вытесненными аффектами, блокирующими желания. При
этом, в отличие от других методов психотерапии, они стараются избегать драматических глобальных
прорывов, поскольку их (прорывов) воздействие, как правило, кратковременно. Вместо этого, в
пределах контекста аутентичных отношений, экзистенциальные психотерапевты постоянно пытаются
ответить на вопрос «Что вы чувствуете?» и «Чего вы хотите?», тем самым исследуя источник и природу
блоков пациентов и лежащие в основе этих блоков чувства, которые пациенты стараются выразить.
Техника фасилитации принятия решений состоит в том, что экзистенциальные
психотерапевты побуждают пациентов осознавать, что каждому действию предшествует решение.
Поскольку при принятии решения исключаются альтернативы, решения это своего рода
пограничные ситуации, в которых люди создают себя сами. Многие пациенты парализуют свою
способность принимать решения посредством вопросов, начинающихся со слов «Да, но...» или «Что,
если...» (например, «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую?»). Психотерапевты могут
помогать пациентам исследовать разветвления каждого вопроса «что, если...» и анализировать чувства,
которые индуцируются этими вопросами. Психотерапевты могут побуждать пациентов активно
принимать решения таким образом, что принятие решения будет способствовать активизации у них
собственной силы и ресурсов.
В ситуации, когда пациент поставлен перед необходимостью принятия решения, но всеми
способами пытается переложить это решение на психотерапевта, терапевт может рассказать еще одну
восточную притчу. Однажды одна женщина, жившая в отдаленном селении и слывшая там самой
мудрой, узнала, что через это селение пройдет Ходжа Насреддин. Опасаясь за свой авторитет, она
решила испытать его мудрость. Когда он вошел в деревню, она подошла к нему с маленькой птичкой,
зажатой в руке, и во всеуслышание спросила: «Скажи, птица в моей руке жива или мертва?» Это был
очень хитрый вопрос, так как если бы он ответил, что она жива, она бы покрепче сжала кулак и птица
задохнулась. Если бы Ходжа ответил, что птица мертва, женщина бы разжала руку и птица улетела.
«Все в твоих руках, женщина», ответил ей Насреддин.
При необходимости экзистенциальные психотерапевты помогают пациентам проявлять волю.
Одобрение психотерапевта позволяет пациентам учиться доверять своей воле и обретать уверенность в
том, что они имеют право действовать.
Ялом рекомендует как можно чаще доводить до пациентов с подавленной волей следующие
установки: «Только я могу изменить мир, который создал», «В изменении нет никакой опасности»,
|