что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня,
показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не
пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду
тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я
хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты
меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу
сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что сои был связан с
отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со
сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.
Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических
направлений, но это делается для достижения специфической цели обретения так называемой
мудрости тела.
Результат терапии
В гештальт-терапии нет жестких критериев того, каким должен быть человек. Гештальт-
терапевты придерживаются теории парадоксальных изменений: человек начинает меняться тогда, когда
он начинает принимать себя таким, каков он есть, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не
является. По этому поводу Перлз говорил: «Не толкай реку, она сама течет» (Перлз, 1995, с. 146).
В результате гештальт-терапии клиент учится быть ответственным за себя и свой выбор, за свои
контакты с окружающими, становится аутентичной личностью целостной, осознающей свои
потребности, возможности и границы, открытой всему новому, полагающейся на собственные чувства,
способной к творческому приспособлению к окружающей среде. Снимаются табу на эмоциональность и
ее проявления, наложенные обществом.
Важнейшим принципом гештальт-терапии является то, что ответственность за изменения лежит
на клиенте, а терапевт лишь помогает ему расширить зону осознавания, хотя при этом и используются
активные интервенции, фрустрации, экспериментирование и т. п.
Гештальт-терапия имеет достаточно широкую сферу применения. Ее используют при работе с
невротическими и психосоматическими расстройствами, при работе с детьми, в организационном и
семейном консультировании. Некоторые гештальт-терапевты считают, что такая терапия может быть
использована даже при лечении психотических расстройств на стадии ремиссии и повысить
социальную адаптивность таких пациентов.
Вопросы и задания
1. Что такое аутентичность?
2. Каковы основные теоретические принципы гештальт-терапии?
3. Каковы особенности психотерапевтического контакта в гештальт-терапии?
4. Каковы нарушения цикла контакта на каждой из терапевтических стадий?
5. Почему невротические механизмы являются механизмами прерывания контакта?
6. Опишите основные техники гештальт-терапии. Каким образом в них реализуются
теоретические принципы этого направления?
Литература
Гештальт-терапия: принципы, точки зрения, перспективы. Интервью Р. Резника с М. Парлетом
28 февраля 1995 г. / Пер. М. Занадворова // Гештальт-95: Сборник материалов МГИ. М., 1996.
Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и практика атеоретического эмпиризма / Пер. А. А.
Рунихиной. Воронеж, 1995.
Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. Практикум по
гештальт-терапии. СПб., 1995.
Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии / Пер. М. Папуша. М., 1996.
Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер. Н. Б. Кедровой, А. Н. Кострикова. М., 2000.
|