Здесь когнитивные процессы имеют две черты:
- высокий уровень безнадежности;
- трудности в принятии решений.
Повышение уровня безнадежности приводит к росту вероятности суицидального поведения.
Безнадежность усиливает трудности в принятии решений. Отсюда трудности в совладании с
ситуациями.
Процесс психотерапии
Начальные сессии
Прежде всего терапевт должен установить с пациентом коллаборативные отношения (т. е.
отношения сотрудничества). Для этого используются информирование о когнитивной психотерапии,
определение проблемы, выявление автоматических мыслей. Коллаборация состоит в том, что терапевт и
пациент являются соисследователями в поиске автоматических мыслей и проверке их обоснованности.
Далее начинается анализ проблемы, состоящий из двух частей: функционального и когнитивного
анализа. Функциональный анализ идентифицирует элементы проблемы, т. е. то, как она проявляется, в
каких ситуациях это происходит, какова частота, интенсивность и продолжительность этих ситуаций.
Когнитивный анализ выявляет мысли и образы, свойственные данному индивиду в ситуациях
психотравмы. Исследуется уровень, до которого пациент контролирует свои мысли и образы,
возникающие в ситуациях напряжения.
На первой сессии создается так называемый список проблем. Этот список включает
специфические симптомы, формы поведения или глубокие проблемы. Эти проблемы располагаются по
приоритету в качестве мишеней терапевтического воздействия. Основой иерархизации симптомов
служат их тяжесть, удельный вес в структуре жизнедеятельности. Кроме того, эти проблемы
(межличностные, личностные и вегетативные) могут быть взаимосвязаны. Опознание проблем с
одинаковыми причинами и их соответствующая группировка обозначаются Беком как «сведение
проблем». Бек приводит в качестве примера женщину с множественными фобиями: лифтов, тоннелей,
гор, замкнутых пространств, поездок в открытой машине, полетов на самолете, купания, быстрой
ходьбы или бега, сильного ветра и жарких, душных дней. Общее в этих фобиях страх перед удушьем.
Таким образом, в фокусе терапии оказывается следующая мысль: «Я легко могу задохнуться».
Симптомы депрессии сводятся к низкой самооценке и негативным ожиданиям (закончится любовь,
поддержка, хорошая музыка и т. д.). При сведении проблем к нескольким базовым автоматическим
мыслям работа ведется с первичными симптомами, а соответственно и мыслями. Бек приводит пример с
депрессией одного аспиранта, в основе которой лежало ожидание физической катастрофы. Поэтому
мишенью терапии явилась мысль: «Со мной произойдет физическая катастрофа», а не мысль: «Я
никчемен и беспомощен».
На первых сессиях терапевт активен. Он расспрашивает пациента, готовит его к когнитивной
терапии, активно работает над снижением выраженности симптома. Уже на первой сессии пациент
получает домашнее задание: он должен понаблюдать за мыслями, возникающими у него в
психотравмирующих ситуациях, постараться выделить их все и пересчитать.
Поздние сессии
По ходу работы акцепт переносится на неадаптивные мысли, которые подвергаются не
поведенческой проверке (что затруднительно), а логическому анализу. Так, мысль «Я никогда не буду
счастлив» проверить невозможно, но важно, чтобы пациент проверил логику этого обобщения.
К концу терапии пациент занимает активную позицию, терапия постепенно переходит в
аутотерапию. Завершение терапии происходит на последних двух сессиях, сильно разнесенных по
времени (в течение одного-двух месяцев).
Техники терапии
Техники выявления автоматических мыслей
|