Линда. Мне кажется, что картина пятилетней давности немного поменьше. Я сначала этого не
заметила... Мое будущее выглядит так же. Пять лет в будущем выглядят меньше, чем неделя в будущем.
При необходимости терапевт вместе с клиентом, используя субмодальные вмешательства, может
изменить организацию «линии времени». Так, например, делая визуальную картинку ярче и четче,
терапевт может приблизить воспоминаемые или воображаемые события к настоящему. Временную
линию можно сжимать или растягивать, усиливая или ослабляя давление жизненных обстоятельств.
[Линия времени является важной составляющей чувства реальности, поэтому с трудом поддается
изменению до тех пор, пока это изменение не становится экологическим.] Одно из клинических
наблюдений НЛП-терапевтов состоит в том, что пациенты, ориентированные на будущее, легче
переносят соматические заболевания и быстрее выздоравливают. Из этого они делают вывод, что
психотерапия временной линии может достаточно эффективно помогать лечению многих болезней.
Отметим, что речь также программирует временную репрезентацию событий и реакцию на них.
Так, если человека попросить подумать о том времени, когда он гулял, такая форма скорее всего вызовет
у него ассоциированную подвижную картинку. Если же сказать: «Подумайте о том времени, когда вы
совершали прогулку», то он создаст диссоциированную неподвижную картинку.
Это имеет значение для построения психотерапевтической коммуникации. Своими вербальными
интервенциями терапевт неминуемо ориентирует сознание своих клиентов во времени тем или иным
образом. Например, он может сказать:
«Итак, у вас появилась легкость в руках? До сих пор вы не чувствовали этого?», диссоциируя
клиента от возникших ощущений и помещая их в прошлое, а может сказать: «Итак, вы ощущаете
легкость в руках? Какие еще вещи будут вызывать у вас сходные ощущения?», ассоциируя клиента с
ощущениями и программируя его на то, что он будет испытывать их в будущем.
Чтобы извлечь максимум информации из любого опыта, человеку необходимо располагать как
можно большим количеством точек зрения. Так как каждая система обработки информации предлагает
свой путь описания реальности, НЛП предполагает, что новые идеи возникают из этих различных
описаний подобно тому, как белый цвет появляется, когда смешиваются все цвета радуги.
Психотерапевт не может успешно действовать, опираясь лишь на одну репрезентативную систему. Ему
необходимы как минимум две системы: одна для того, чтобы получать информацию, а другая
чтобы интерпретировать ее иным способом.
В своих работах Д. Гриндер и Дж. Делозье выделяют три способа, с помощью которых люди
могут взглянуть на опыт, первую, вторую и третью позиции восприятия.
Во-первых, человек может смотреть на мир только со своей точки зрения, изнутри своей
собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой позиции. В таком случае психотерапевт
просто думает: «Как это на меня действует?»
Во-вторых, индивид может представить себе, что видит, чувствует и слышит другой. Очевидно,
что одна и та же ситуация или поведение воспринимаются разными людьми по-разному. Поэтому
терапевту важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Эта
вторая позиция иначе называется эмпатией.
В-третьих, индивид может наблюдать за ситуацией со стороны как совершенно независимый
наблюдатель, некто, лично не вовлеченный в ситуацию.
Теоретики НЛП считают, что каждый человек ежедневно попеременно находится в каждой из
этих трех позиций. Все три позиции одинаково важны, и для терапевта чрезвычайно важно уметь
свободно менять их и переходить от одной к другой, иначе он никогда не сможет выйти за пределы
односторонней косности. Так, зафиксировавшись на первой позиции, он превратится в эгоиста; если
ему привычна вторая позиция, он слишком легко будет подпадать под влияние чужих точек зрения;
привычка же находиться в третьей позиции сделает его равнодушным сторонним наблюдателем жизни.
Еще одним важным понятием НЛП является стратегия цепь психических процессов, ведущих
к той или иной форме поведения.
Обычно при всем многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек
выбирает какую-то одну как наиболее для него приемлемую. Если у человека есть опыт
реагирования в определенной ситуации, он выбирает определенную стратегию поведения исходя из
имеющегося у него опыта. Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на
сознание, которое конструирует возможный вариант поведения. Социально незрелый или
патологический индивид располагает очень небольшим количеством стратегий для каждой ситуации.
Чем больше стратегий, тем больше выбор, тем больше творчества, тем лучше адаптация. Исходя из
этого, терапевт должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его
|