Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 325 
Next page End  

и медицинской психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, координатор и
участник международных проектов в области профессионального (психологического) образования
(программа TEMPUS-TACIS, 1995-2000) и научных исследований (программа INTAS и др.), член
Международной комиссии по психологическим тестам.
Кочарян Александр Суренович
- доктор психологических наук, профессор, руководитель
Харьковской школы клиент-центрированной психотерапии, зам. директора НИИ сексологии и
медицинской психологии при Харьковской медицинской академии последипломного образования,
профессор кафедры прикладной психологии Харьковского национального университета им. В. Н.
Каразина.
Жидко Максим Евгеньевич
- ассистент кафедры психологии Харьковского национального
аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского.
Предисловие научного редактора
Первый вопрос, который задает студент, начинающий изучать психотерапию, касается того,
насколько быстро и эффективно можно освоить теорию и практику терапевтического воздействия.
Ответы преподавателей зависят от их взгляда на подготовку психотерапевта: одни склонны
рассматривать ее как посвящение в тайное знание и считают, что этому нужно учиться всю жизнь,
другие — как решение обычной учебной задачи, полностью укладывающееся во время, отведенное
программой. Но, как обычно, истина лежит посередине. Помимо этого ответ на данный вопрос
напрямую зависит от того, о какой психотерапевтической методике идет речь.
Гарольд Стерн, основатель и многолетний президент Филадельфийской школы психоанализа, в
своем интервью «Психологической газете» (февраль 1998 г.) говорил о том, что для овладения
большинством методов психотерапии достаточно внимательного прочтения трех или четырех
основополагающих книг, но для того, чтобы овладеть психоанализом как методом лечения, требуется
изучить не менее ста книг. Конечно, Стерн, как свойственно психоаналитикам, несколько упростил
ситуацию: чтобы стать психотерапевтом, все же недостаточно даже самого внимательного прочтения
основополагающих книг. Огромное значение имеют опыт взаимодействия с пациентами,
супервизорская подготовка. Поэтому я должен разочаровать тех, кто надеется получить
профессиональные навыки в психотерапии только путем чтения соответствующей литературы.
Второй вопрос, который задают студенты, начинающие осваивать психотерапию, касается
степени воздействия терапевтической процедуры на личность пациента, ее эффективности. На этот
вопрос нельзя ответить без учета того, о каких терапевтических методах идет речь, с какими
психическими нарушениями работает терапевт, каковы личностные особенности самого терапевта, и,
наконец, без анализа того, какие средства измерения используются для оценки эффективности той или
иной терапевтической процедуры. О каждой из перечисленных составляющих эффективности
психотерапии уже написаны и продолжают писаться статьи и книги, к которым я и отсылаю читателей,
интересующихся этими проблемами. Здесь же я лишь кратко остановлюсь на вопросе о характере
изменений личности иод воздействием психотерапии.
Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли
существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым подразумевается, что
психотерапия меняет личность. Прежде чем говорить об изменениях личности при
психотерапевтическом воздействии, сделаем небольшое отступление.
Проблема личностных изменений — одна из важнейших проблем психологической науки,
имеющая методологическое значение. Большинство отечественных и зарубежных исследователей
небезосновательно полагают, что изменения личности
происходят только в период ее активного
формирования, не позднее 30 лет. В ходе решения проблемы изменчивости личности были предложены
ее различные теоретические модели. К наиболее популярным относится модель П. Косты и Р. Мак-Крэя
/1/, американских психологов, известных своими работами в области измерения базисных факторов
личности. Они ввели понятия основных тенденций и адаптационных характеристик. Первые после
30 лет остаются стабильными (к ним в первую очередь относится «большая пятерка» личностных
факторов), а вторые, включающие привычки, аттитюды, отношения, интересы и т. п., могут меняться в
течение всей жизни.
Развитием модели Косты и Мак-Крэя явилась модель Д. Мак-Адамса /2/, который выделил три
параллельных и не взаимодействующих друг с другом уровня личности. Содержание первого из них
Hosted by uCoz