Рис. 12.1. Соотношение актуального и потенциального переживаний клиента
Проблемы клиента, лежащие вне его актуального переживания, не могут стать предметом
процессуальной работы, психотерапевт может работать только в актуальной зоне клиента (зоны 1, 2), и
только в этом случае клиент способен войти в процесс. При этом далеко не все эмоциональные
проявления свидетельствуют о вхождении в процесс; например, слезы могут быть привычной реакцией
и ни на йоту не способствовать прогрессу клиента в психотерапии. Процесс это движение по
неизведанной территории, обнаружение в себе нового, самоисследование в переживании, открытие в
себе «зажатых» зон личности эмоций, желаний, мыслей, телесных ощущений, энергий.
Многие методы групповой психотерапии подразумевают, что терапевт не работает с
глубинными переживаниями клиента, не фасилитирует процесс, в таких группах создается
атмосфера любви и принятия. Теоретики гештальт-терапии называют это защитным механизмом
конфлюэнции (слияния в «мы»). Такая психотерапия может решать ряд задач ослабление
коммуникативных барьеров, обретение компенсаторной среды общения, структурирование свободного
времени (раньше не знал, чем заняться) и т. п., но не является психотерапией в глубинно-
психологическом смысле. Тепло и доверие необходимы для запуска процесса, но если группа на этом
останавливается, то глубинную психотерапию осуществить не удается.
Важной проблемой психотерапевтического изменения клиента служит проблема открытия и
выстраивания «зажатых» модусов сознания (желаний, переживаний, энергий и т. п.) в некоторую
целостную структуру, интегрирующую различные, противостоящие друг другу части личности. Следует
подчеркнуть, что в психотерапии метафоры «высвобождения» «зажатых» частей личности
недостаточно важно дополнить ее метафорой «построения». Недостаточное внимание ко второй
метафоре может привести к появлению неучтенных феноменов. Например, клиентка Т. в ходе символ-
драматической проработки агрессии, направленной на отца, стала «подниматься» вверх, энергетически
«переполнив голову», вследствие чего у нее возникла головная боль распирающего типа. Это
свидетельствует о том, что освободить чувства, сопряженные с определенными энергиями, мало,
необходимо знать и учитывать закономерности их канализирования. Просто «гонять» энергию по телу,
не зная этих закономерностей, опасное и неблагодарное занятие. Теплый, интимный, принимающий
характер психотерапевтического контакта способствует раскрепощению клиента, но является лишь
условием, необходимым для успешной терапии, а не самой терапией. С этой точки зрения те
необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента, которые выявил К.
Роджерс, это только условия. Теоретическая схема Роджерса не раскрывает механизмов терапии,
основных вех и ориентиров процессуального движения в психотерапевтическом процессе. Разные
модусы сознания проявляют себя в совершенно различных модальных образованиях: тембре голоса, его
тональности, в паузах, положении тела, в соматических ощущениях (боль, напряжение, тяжесть и т. п.),
кожных проявлениях, сновидениях, фантазиях, мыслях, мотивах, переживаниях и поведении.
Приведем пример. Клиентка А. пожаловалась на свое разочарование в жизни и утрату
привычных интересов. Очевидно, что такая жалоба была весьма неопределенной и требовала выяснения
того, что на самом деле ее беспокоит. Вербальное прояснение проблемы могло отнять много времени и
оказаться бесплодным, так как терапевт столкнулся бы со множеством защитных мифологий. На
процессуальном же уровне терапевт вошел в следующее переживание: клиентка вступила в контакт, в
актуальной зоне которого желание обратить на себя внимание и получить позитивную оценку себя
как женщины («Правда, я привлекательная женщина?»), что и составляло ее «проблемное поле». В
результате работа с «разочарованием в жизни» получила конкретное направление, в то время как
|