с пациентом, несущий в себе как диагностические, так и терапевтические функции. Оно служит
нескольким целям. Во-первых, это установление тесных интимных отношений между двумя
посторонними: человеком-профессионалом и человеком, который страдает психологически и часто
заставляет страдать других. Во-вторых, оно необходимо для оценки актуального психологического
статуса пациента и его отбора по критерию пригодности для такого рода психотерапии. И наконец, в-
третьих, во время интервью происходит информирование пациента о выбранном виде психотерапии,
укрепление желания пациента продолжить терапию (если для нее обнаруживаются показания) и
совместное планирование следующих шагов. В качестве метацели всего интервью, как пишут X. Томэ и
X. Кэхеле, выступает «возможность психоаналитического метода приспособиться к специфическим
особенностям отдельного пациента» (Томэ, Кэхеле, с. 248).
Обычно первичное интервью следует за предварительной договоренностью (очной или заочной,
например по телефону), происходит в заранее определенном месте и в заранее определенное время и
занимает от одной до трех стандартных встреч по пятьдесят минут.
Отметим, что чем больше времени проходит между предварительной договоренностью и
первичным интервью, тем больший отбор в конечном итоге осуществляет психотерапевт. Это связано с
двумя психодинамическими факторами: с одной стороны, пациент, предпринимающий шаг, чтобы
назначить встречу, уже находится в аналитической ситуации, в сознательных и бессознательных
фантазиях он репетирует еще не существующие ситуации переноса на психотерапевта. С другой
стороны, его бессознательное сопротивление с неизбежностью усиливается фрустрацией ожидания.
М. и А. Балинт в рамках собственной эластичной техники интервью выработали ряд
рекомендаций относительно необходимых условий первичного интервью.
Первая рекомендация касается того, что в первичном интервью во избежание фрустрирующей
ситуации, связанной с общей неосведомленностью пациента, должно существовать предваряющее
вступление, информирующее его о целях и форме проводимой работы. Вторая рекомендация советует
на протяжении всего интервью создавать и поддерживать атмосферу, в которой пациент мог бы
достаточно полно раскрыться для того, чтобы психотерапевт смог его понять. Третья рекомендация
гласит, что психотерапевт в оценке пациента и ситуации интервью всегда должен включать и учитывать
созданные им ситуационные параметры, которые могут выступать в качестве своеобразных стимулов.
Наконец, четвертая рекомендация говорит о том, что у психотерапевта до того, как начнется интервью,
по материалам предварительной договоренности, должна существовать некоторая идея о будущем
направлении взаимоотношений.
Первичное интервью может быть стандартизованным (т. е. в его ходе пациенту задают заранее
определенный круг вопросов, подразумевающих четкий конкретный ответ) или
полустандартизованным, не ограничивающим свободное течение беседы, однако направляемым
инициативой психотерапевта.
Рассмотрим примерную схему первичного интервью.
1. Демографический блок:
1) возраст;
2) пол;
3) этническая принадлежность;
4) религиозная ориентация;
5) образование;
6) место работы и должность;
7) семейное положение;
8) политические взгляды;
9) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия; 10)
ассоциативный или метафорический образ.
2. Родители, сиблинги и другие значимые фигуры в жизни пациента:
1) возраст;
2) этническая принадлежность;
3) религиозная ориентация;
4) образование;
5) место работы и должность;
6) семейное положение;
7) политические взгляды;
8) оценка физического, социального, материального и духовного благополучия;
|