модели определяются четыре главные функции терапевтических отношений:
1) расширение процесса когнитивно-аффективного поиска в отношении регулятивной
активности, особенно расширение Я-отражающих способностей;
2) подготовка и введение модели отношений между терапевтом и пациентом, с
помощью чего
улучшаются взаимодействия «здесь и сейчас»; впоследствии эта модель должна быть преобразована в
реальные отношение вне терапии;
3) постепенная модификация терапевтического взаимодействия в смысле пересмотра
распределения регуляторных функций между терапевтом и пациентом;
4) модификация регулятивной системы анализируемого средствами большей дифференциации
Я-отражающих функций.
Анализ переноса и контрпереноса берет начало в применении этих четырех главных функций к
терапевтическим отношениям. Вытекающие отсюда процессы проходят различные фазы, в которых
разнообразные анализируемые моменты прорабатываются снова и снова. С этой точки зрения инсайт
описывается как построение все более точных способов, поиск которых повторяется вновь и вновь.
Группа под руководством Дж. Вайса и X. Сэмпсона провела критический анализ различных
теорий защит (в рамках теории влечений и эгопсихологии) и предложила определять
психодинамическую терапию как конфликт между потребностью пациента выразить свои
бессознательные патогенные убеждения и усилиями психотерапевта пройти эти критические ситуации
таким образом, чтобы пациент не испытал никакого подтверждения своих негативных ожиданий.
Если исход этой работы положителен, то пациент приобретает чувство безопасности, основанное
на знании о том, что больше не существует никакого оправдания для его инфантильных паттернов
«желание-защита», и поэтому ему нет нужды возобновлять действия по их регулятивной функции.
Соответственно ход психодинамической терапии рассматривается как последовательность некоторых
тестирующих реальность актов взаимодействия «пациент психотерапевт», в которых пробуются и
прорабатываются темы, характерные для отдельных пациентов. В дальнейшем было показано, что, если
аналитическая ситуация обеспечивает необходимую пациенту атмосферу безопасности, вытесненный
материал может появиться без тревоги, даже если не дается развернутой интерпретации. Согласно этой
модели удовлетворительное завершение терапии наступает тогда, когда опровергаются все патогенные
ожидания пациента.
По мнению Сэмпсона и Вайса, формальные шаги, характеризующие ход психотерапии, имеют
место вообще в любом виде психодинамической психотерапии, независимо от того, имеет ли или
разделяет ли психотерапевт какую-либо теоретическую модель или нет. Таким образом, модель
исследовательской группы «Гора Сиона» претендует на общую обоснованность, независимо от
особенностей проблем пациента, фазы психотерапии или особенностей техники психотерапевта. Но при
этом, как отмечают X. Томэ и X. Кэхеле, она касается только одного аспекта психотерапии попыток
пациента заставить психотерапевта действовать определенным образом и реакций на это
психотерапевта. «Весь процесс, очевидно, рассматривается как серия таких последовательностей, и
ничего не говорится по поводу возможности перемен в последовательности хода терапии». Существует
лишь различие между кратковременными и долговременными эффектами от опровержения
предположений пациента. Кратковременный эффект заключается в том, что беспокойство пациента
уменьшается, постепенно он становится более расслабленным, начинает принимать более активное
участие в работе и смелее встречает свои проблемы. Критерием долговременного эффекта служит
появление новых воспоминаний.
Основные этапы и факторы психодинамического воздействия
Начальный этап
С того момента, как пациент уясняет суть психодинамической терапии, психотерапевт постоянно
снижает свою вербальную активность, предпочитая слушать пациента. Этот прием получил название
«пассивной» манеры поведения психотерапевта. Во многих случаях этот переход, хотя пациента и
предупреждают о нем в процессе объяснения процедуры терапии, вызывает ряд вопросов, прежде всего
о том, почему терапевт предпочитает молчать, а говорить должен пациент. В этом случае обычно
рекомендуется отвечать следующим образом: «Я внимательно слушаю вас. Я хочу получше понять,
каким вы видите мир, и не вмешиваться в то, что вы говорите».
Прислушиваясь вместе с пациентом к его свободным ассоциациям, терапевт пытается выявить
|