испугается, не разозлится, «ничего там не станет ломать», а будет вести себя, «руководствуясь здравым
смыслом, как взрослый». Это доверие, сформировавшееся в молчании, позволило позже, в кризисные
моменты психотерапии, обращаться к этому опыту за поддержкой.
Таким образом, этот метод снижает чувство неловкости у терапевта и, что более важно,
моделирует принятие неопределенности, укрепляет чувство собственного достоинства и творческое
начало, а также напоминает обеим сторонам психотерапевтического процесса о кооперативной природе
их совместной работы.
Людям с пограничным уровнем организации личности эмпатия требуется не меньше, чем
остальным, но их изменения в настроении и флуктуации состояния Эго мешают психотерапевту понять,
когда и где ее следует выражать. Поскольку пациенты вызывают контрпереносы любви, когда
подавлены или напуганы, и контрпереносы ненависти, когда ведут себя отвергающе, терапевт может
обнаружить, что непреднамеренно поощряет в них регрессию и наказывает за проявление
индивидуальности. Однако правильная оценка их психологии дает терапевту основание для более
осознанного поведения. Следует быть относительно невосприимчивым к состояниям субъективной
беспомощности и демонстрировать понимание самоуверенности пациента (даже если она принимает
форму сердитого противостояния).
В исследованиях Дж. Мастерсона и коллег предлагается терапевтический подход, основанный на
внимании к проявлениям близости и отчужденности. Мастерсон считает, что матери пациентов,
диагностируемых как пограничные, были сильно привязаны к детям и отзывчивы к ним в раннем
младенчестве, но подавляли их индивидуальность, обычно начинающую проявляться в возрасте от 18
месяцев до 3 лет. В результате подобного воспитания эти пациенты значительно позже приобретают
способность чувствовать себя безопасно, находясь в зависимых взаимоотношениях. В одиночестве же
они страдают от мучительной заброшенности, которую Мастерсон назвал «депрессией покинутости».
Таким образом, близость комфортна, но с ней приходит чувство, что тебя поглощают, контролируют и
инфантилизируют. Отделенность, несмотря на свою объективную болезненность, в конечном счете
наделяет силой.
В методике работы с пограничными пациентами, рекомендуемой Мастерсоном, сделан акцепт на
необходимости действовать противоположным образом, чем это намеренно делала мать, активно
противостоять регрессивному и саморазрушающему поведению (например, «Зачем вам надо напиваться
каждый вечер?») и подчеркнуто поощрять все усилия, направленные в сторону автономии и
действенности (например, «Я рад видеть, что вы можете ответить мне, когда я вас злю»). В этой модели
упор делается на ослаблении зависимости, подрывающей самоуважение пограничных пациентов.
Необходимо уметь видеть поступательные, адаптивные элементы даже в наиболее раздражающих
проявлениях самоутверждения. Поскольку естественные контрпереносы человека идут в обратном
направлении, эти чувства далеко не всегда легко принять.
Ф. Пайн сформулировал суть работы с пограничными пациентами, перефразировав русскую
поговорку: «Куй железо, пока холодно». Известно, что людям невротического уровня лучше всего
предлагать интерпретацию тогда, когда они находятся в состоянии эмоционального подъема, чтобы
содержание наблюдения терапевта не послужило интеллектуализации и чтобы сила воздействия
обсуждаемых вопросов оказалась несомненной. В работе с пограничными пациентами действует
противоположное правило. Когда эти люди находятся в повышенном эмоциональном состоянии, они
слишком расстроены, чтобы что-то воспринимать. Обсуждать то, что с ними произошло, когда они
пребывают в состоянии гнева, паники или острой регрессии, можно, но только после того, как это
состояние прошло и пациенты внутренне отошли от столь изматывающего взрыва чувств.
Пограничному пациенту можно сказать: «На мой взгляд, то, о чем вы сейчас говорите о вашей
тенденции испытывать чувства злости и раздражения и срывать их на близких, напоминает ваши
нападки на меня на прошлой педеле. Тогда и сейчас у меня возникает чувство, что вам хочется
разрушить все, что бы я вам ни предложил». В состоянии эмоционального покоя пограничный пациент
сможет услышать, что именно психотерапевт говорит о динамике взаимоотношений и своих попытках
ее понять. Но в состоянии напряжения чувств он воспримет такую интерпретацию не только как
осуждение, но и как попытку отбросить страстно сдерживаемые чувства (например, как будто они
достойны презрения). Попытка сказать пациенту, объятому злобой, что он пытается уничтожить
терапевта, только приведет к усилению беспомощной ярости от сознания того обстоятельства, что
человек испытывает такие грубые порывы.
Последний важный аспект, связанный с психодинамической терапией пограничных пациентов,
касается особенностей возникающего контрпереноса. Пограничные клиенты в значительно большей
|