Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического
процесса / Пер. В. В. Зелинского и М. М. Скородумовой. М., 1995.
Сартр Ж.-П. Фрейд: Киносценарий. М., 1992.
Скинер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
Стюарт Р. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия / Пер. Д. В. Полтавца. Харьков,
1999.
Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
Томэ X. Что изменилось в моем понимании психоаналитического процесса за последние 30 лет?
// Психологический журнал. Том 13. ¹ 4. 1992. С. 111-122.
Томэ X., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1: Теория. М., 1996; Т. 2: Практика. - М.,
1996.
Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая терапия: Краткое руководство / Пер. Л.
Г. Герцика. М., 1992.
Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1. М., 1991.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
Фрейд З. Методика и техника психоанализа / Пер. М. В. Вульфа под ред. проф. И. Д. Ермакова. -
М., 1923.
Фрейд З. О клиническом психоанализе: Избранные сочинения. М., 1991.
Фрейд З. О психоанализе // Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. М., 1990.
Фрейд З. Толкование сновидений. Киев, 1991.
Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2 т. Тбилиси, 1991.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999.
Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: Сборник работ /
Сост. и ред. М. М. Решетников. СПб., 1997.
Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда: Анализ его личности и влияния. М., 1996.
Шапиро Д. «Невротические стили». М., 2000.
Шерток Л., де Соссюр Р. Рождение психоаналитика: От Месмера до Фрейда. М., 1991.
Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб., 1993.
Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующего
консультирования. СПб., 1997.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т. С. Драбкиной. М., 1999.
Глава 2. Групп-аналитическая психотерапия
Распространение и развитие психодинамических идей в начале XX в. привели к попыткам
применения принципов психоанализа к анализу социальных процессов и описанию поведения индивида
в группах. Обращение к группам не было случайным. В 1920-х гг. выходят фундаментальные работы
французского и английского социальных психологов Гюстава Лебона и Уильяма Мак-Дугалла,
посвященные феномену «группового сознания».
Лебон считал, что, когда люди объединяются в то, что он называл foule (толпы), их поведение
начинает характеризоваться регрессивными и инстинктивными чертами. Он связывал это явление с
воздействием трех факторов: 1) ощущением силы и непобедимости, которое возникает в группе; 2)
гипнотическим эффектом «заражения» появления одинаковых мыслей и чувств, вызываемым
воздействием группы на ее членов; 3) ослаблением воли и повышением внушаемости, приводящим к
мгновенному преобразованию внушенных идей в поведение.
Мак-Дугалл, в целом подтверждая выводы Лебона, тем не менее писал о положительном
потенциале групп, который зависит от степени их организации. Прежде всего он понимал под этим
наличие общих целей и задач.
Эти идеи были использованы основателем психоанализа при его размышлениях о
психодинамических основах социальных феноменов, что в известной мере предопределило смещение
акцепта психоаналитических исследований с внутрипсихических детерминант на межличностные.
[Отметим, что наблюдения З. Фрейда в основном касались больших социальных групп, таких как армия
|