Основной вывод, который он сделал на основе этих опытов, «при лечении одного пациента невроз
проявляется как проблема отдельного лица. При лечении группы он должен быть выявлен как проблема
группы» (ван Вик).
Прежде всего Байон предположил существование некоего группового мышления
коллективной психической активности, которая объединяет группу в единое целое, даже несмотря на то
что ее члены могут этого не предполагать и не осознавать. Групповое мышление является своеобразным
контейнером, содержание которого формируется единодушным мнением, волевым решением или
желанием группы в каждый конкретный момент. Сами члены группы свой вклад в такое формирование
вносят преимущественно анонимно и неосознанно. В связи с этим групповое мышление может
находиться в конфликте с желаниями и мнениями отдельных индивидов и может вызывать у них самые
разнообразные чувства (неловкости, гнева, страха и др.).
Взаимодействие между групповым мышлением и желаниями отдельных индивидов приводит к
формированию групповой культуры, которая включает в себя: 1) структуру, приобретенную группой
на данный момент, 2) задачи, которые она предполагает решать, и 3) организацию, которую она
принимает для этой цели. По типу организации и способу решения поставленных задач Байон
подразделял группы на «рабочие группы» и «группы базового допущения». [Что, по мнению И.
Романова, приблизительно соответствует двум функциям группы, выделенным З. Фрейдом.]
Под рабочей группой (W) понималась такая группа, которая ориентирована на восприятие
реальности, способна вести диалог, терпеть фрустрации и решать проблемы, стоящие перед группой в
целом и каждым участником в отдельности. Однако рабочая группа постоянно испытывает негативное
влияние со стороны «иных психических феноменов».
Группа базового допущения прежде всего направлена на защиту от примитивных
эмоциональных переживаний, имеющих по сути психотическую природу. Так, в определенные
моменты развития группы ее участники могут пережить чувства преследования, тотального контроля,
диссоциации и многие другие феномены, свойственные примитивным защитным механизмам. [О.
Кернберг отмечает, что подобные регрессивные формы переживаний могут нарастать по мере
увеличения группы.]
Байон описал три типа повторяющихся эмоциональных состояний, пронизывающих все
взаимодействия в группе: 1) агрессивность, враждебность и страх; 2) оптимизм и полное надежд
ожидание; 3) беспомощность или благоговение. На основе этого он выдвинул постулат, согласно
которому в каждом из описанных эмоциональных состояний группа действовала так, как будто ее
участников объединяло некоторое общее убеждение, в которое уходили корнями и их аффекты. Эти
специфические формы группового функционирования получили название «базовые допущения» (basic
assumptions). [Эмоции, связанные с базовыми допущениями, могут быть описаны общими терминами
тревоги, страха, любви, сексуальности, ненависти и т. п. Однако в зависимости от типа базового
допущения их качественная характеристика существенно различается.]
При базовом допущении зависимости (baD basic assumptions of dependence) группа ведет себя
таким образом, будто участники собрались, чтобы положиться на внешний объект, который способен
удовлетворить все их желания и потребности, и прежде всего потребность в безопасности и поддержке
(как будто они представляют собой «незрелый организм»). Иными словами, речь идет о слепой вере в
некое божество, чья доброта, сила и мудрость не подвергаются никакому сомнению.
Культура зависимой группы основана на том, что роль такого внешнего объекта приписывается
психотерапевту (или демонстрирующему свои лидерские качества участнику). В группе возникает
убеждение, что вся работа должна быть выполнена им. Группа
может пассивно и некритично
организовываться «подобно ученику рядом с профессором, от которого она ожидает инструкций или от
которого она может их требовать. Она может функционировать также подобно группе последователей
идеи или личности, положительные качества которых не подвергаются сомнению, или подобно группе
детей, ожидающих, что их будут учить индивидуально и по очереди» (Гринберг, Сор, де Бьяченди).
Вследствие контртрансферентных реакций фасилитатор постоянно подвержен опасности
подпасть под влияние этого базового допущения. Например, пристрастное отношение к определенным
членам группы или фокусировка на индивидуальных интерпретациях в ущерб групповым
интерпретациям могут подкреплять приписываемую ему роль.
Любое отрицание руководящей роли, попытка интерпретировать ситуацию или разделить
ответственность за происходящее между всеми участниками расцениваются группой как фрустрация ее
ожиданий, на что она может реагировать различными способами.
Байон приводит следующее описание такой группы. «На группе присутствовали три женщины и
|