новых условиях, отсутствия соответствующей политической культуры, а также активного
противодействия длительно сохраняющихся структур тоталитарной власти. Утрата характерного для
россиян чувства общности и коллективизма, массовые, индивидуальные конфликты создали огромный
и трудноклассифицируемый конгломерат социально-психологической напряженности, на фоне
которого у многих людей развиваются психологические (доклинические) и клинически оформившиеся
варианты ССР.
В групповой аналитической работе с больными выявлены не только социальная, но и
определенная личностная дезориентация, обусловленная переменами, происходящими в России.
Причины этого могут быть объяснены существовавшей социальной культурой, формировавшей у
личности стандартизированные, общие для всех идеалы ЭГО (ego), что приводило к нивелировке
индивидуальных идеалов и ценностей. В период разрушения старой социальной системы с ее догмами
происходит как бы свержение «ego-идеалов». При этом официально разрушаются, «отменяются»
старые «общественные ценности» и ориентиры, а новые отстают в своем формировании. Это
отставание является «естественной основой» психологической неуверенности многих людей,
мешающей быстрому преобразованию общества. Для подавляющего большинства населения возникают
и становятся крайне актуальными не только социальные, но и личностные проблемы. Опорой в этот
сложный переходный период, вероятно, могут стать индивидуальные «ego-идеалы». А.С. Аведисова
(1996) в специальном исследовании показала, что при этом важна не столько социально-экономическая
ситуация в целом, а ее составляющие лично значимые социально-политические и экономические
факторы такие, например, как страх за будущее детей, опасность призыва в армию и направления в зону
военных действий. Опыт показывает, что у многих людей с ССР вырабатываются определенные
механизмы, защищающие от болезненного осознания крушений «ego-идеалов». Специалистами отдела
пограничной психиатрии ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского выявлены три
основных (превалирующих) защитных механизма. У одной категории пациентов с ССР (как правило,
старше 35 лет) наблюдается идеализация прошлой жизни с ее системой отношений. Это предопределяет
«уход от решения проблем сегодняшнего дня». В другой группе обследованных обнаружено отрицание
каких-либо жизненных ценностей и ориентиров. Их можно охарактеризовать как «живущих одним
днем», они «пассивно дрейфуют» по жизни, не имея никаких целей и планов. Третий наблюдаемый
защитный механизм смещение, он выражается в замене реальных проблем социально-
психологического плана на чрезмерную заботу о своем здоровье («уход в болезнь»), повышенный
интерес к магическому объяснению происходящих событий (вера в астрологию, гадание, ясновидение,
экстрасенсорику и т.д.).
При других социально-стрессовых катаклизмах у жителей разных стран и регионов, естественно,
возможны свои специфические психогенные факторы, приводящие к ССР, отличные от тех
воздействий, которые характерны для «постсоциалистической России». Однако во всех случаях общая
характеристика ССР будет определяться «вторжением» проявлений социальной ломки в жизнь
огромной массы людей. При этом в различных регионах России, так же как и в зарубежных странах,
особенности ССР зависят не только от конкретных причин стрессовых реакций, актуальных для
больших групп населения, но и от субкультурального своеобразия, определяющего типологию
наработанных веками образцов поведения и привычек.
Знание национальных традиций и культуры помогает предвидеть и вовремя купировать
«невротизацию общества» и, наоборот, их недоучет может приводить к непредсказуемым последствиям
развития ССР. Наряду с глобальными политическими и экономическими проблемами значительное
место в комплексе причин ССР занимает организация жизни, характерная для той или иной популяции
людей, эмоциональное и рациональное начало в их деятельности. В ряде особенностей социальных
факторов, влияющих на развитие ССР, значительное место принадлежит «мотивации нации» или той
или иной ее части. Голландский исследователь Хофстид на основе изучения во второй половине 80-х
годов XX
столетия «социальных этнокультуральных особенностей» выделил четыре типа мотиваций,
характерных для разных популяций.
Первую группу составили североамериканцы, австралийцы, британцы и ирландцы, которые
«мотивированы на достижение». /54- С.27/ Для них наибольшую роль играют деньги. Это определяет
стремление к богатству, которое двигает человеком, заставляя рационально и по возможности точно
рассчитывать свои шаги, чтобы быть лидером в большом и малом бизнесе. Во вторую группу входят
граждане стран, ориентированные на «защитную мотивацию», ценящие прежде всего стабильность и
традиции, стремящиеся создать «свой мирок», в который никто бы не вмешивался. К этой группе
отнесены жители Австрии, Бельгии, Италии, Греции, Японии и ряда других стран. Третья группа
|