Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 298 
Next page End  

3.
Поведенческая сфера. Пациент может корригировать неадекватные реакции и формы
поведения на основании достижений в познавательной сфере.
Следует подчеркнуть, что отсутствие непосредственной представленности широкого диапазона
эмоциональных и поведенческих реакций в процессе индивидуальной психотерапии, бОльшая
фиксация на процессах «там и тогда», чем «здесь и теперь», требуют от психотерапевта особого
внимания к непосредственным эмоциональным и поведенческим реакциям, которые проявляются в
диадном взаимодействии врач — больной.
При рассмотрении механизмов лечебного действия психотерапии (как индивидуальной, так и
групповой) различные авторы выделяют самые разнообразные факторы, которые тем не менее
располагаются в трех основных плоскостях: эмоциональное переживание, самопонимание
(самопознание) и регуляция поведения. Чаще всего в качестве ведущего механизма лечебного действия
психотерапии называют конфронтацию, лежащую в когнитивной плоскости и понимаемую как
«столкновение» пациента с его собственными проблемами, конфликтами, отношениями, установками,
характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Наряду с конфронтацией
существенным фактором лечебного действия является эмоциональная поддержка (принадлежащая
плоскости эмоционального переживания), означающая для пациента принятие его психотерапевтом
(или группой), признание его человеческой ценности, уникальности его внутреннего мира, готовности
понять его, исходя из его собственных отношений, установок и ценностей. Третья плоскость —
поведенческая — также имеет важное терапевтическое значение, однако работа в этой области в рамках
различных психотерапевтических методов может осуществляться как прямо, так и косвенно
(непосредственно и опосредованно). Указанные три группы механизмов лечебного действия являются
общими и для индивидуальной, и для групповой психотерапии, однако степень их сознательного и
целенаправленного использования психотерапевтом в своей работе определяется не только
теоретической ориентацией психотерапевта и его личными предпочтениями, но и специфическими
особенностями рассматриваемых форм психотерапии.
Групповая личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Решение задач
этого вида психотерапии в ходе группового процесса достигается путем направленного воздействия на
основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Задачи
для конкретного пациента в каждой из этих сфер могут быть описаны следующим образом.
1.
Познавательная сфера (интеллектуальное осознание). Психотерапевтический процесс в
группе должен способствовать тому, чтобы пациент понял и осознал: 1) какие ситуации в группе
вызывают у него напряжение, тревогу, провоцируют усиление симптоматики; 2) как он выглядит со
стороны, как воспринимают его окружающие; 3) как оценивают окружающие те или иные его
особенности, как реагируют на его поведение, какие последствия его поведение имеет; 4)
существующее рассогласование между тем, как он сам себя воспринимает, и тем, как воспринимают его
другие; 5) характерные защитные механизмы; 6) собственные мотивы, потребности, стремления,
установки, отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их
адекватности и реалистичности; 7) внутренние психологические конфликты; 8) связь между
различными психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением расстройств; 9)
свою роль в возникновении, развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а
также каким путем можно было бы избежать их повторения; 10) более глубокие причины своих
переживаний, а также особенностей формирования системы отношений.
Практически во всех психотерапевтических системах большое значение придается процессу
осознания. Рассматривая задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) групповой
психотерапии в познавательной сфере, представляется более точным говорить не столько об осознании,
сколько о формировании более адекватного самосознания и расширении его сферы.
2. Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия должна помочь пациенту: 1) почувствовать
эмоциональную поддержку со стороны группы; 2) почувствовать собственную ценность; 3) приобрести
искренность в отношении чувств к самому себе и другим членам группы; 4) стать более свободным в
выражении собственных позитивных и негативных эмоций; 5) научиться более точно вербализовать
свои эмоциональные состояния; 6) раскрыть свои проблемы и соответствующие им чувства; 7)
почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; 8) произвести эмоциональную
коррекцию своих отношений; 9) модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования,
восприятия своих отношений с окружающими.
3. Поведенческая сфера. Психотерапевтическая группа должна помочь пациенту: 1) приобрести
навыки более искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими; 2) преодолеть
Hosted by uCoz