и восстановлению информации, хранящейся в его памяти». /29- С.9/ П.С. Граве, М.Р. Шнейдман (1972)
отмечают, что человек находится в адаптированном состоянии, «когда его внутренний
информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система
работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона...
Иначе говоря, при внешних влияниях, не выходящих за рамки индивидуального информационного
диапазона, индивидуум остается в приспособленном состоянии, используя уже имеющиеся в его
распоряжении подготовленные фило- и онтогенетическим опытом ресурсы.
Если при этом и вырабатываются новые алгоритмы поведения, то их образование для
индивидуума сравнительно просто и не требует перехода на другой режим работы». /30- С.130/
Одним из важнейших условий возникновения пограничных форм психических
расстройств является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических
возможностей для переработки информации, скорости ее поступления и количеству, которое в
этих случаях может быть как избыточным, так и недостаточным. Это несоответствие нередко
служит непосредственной причиной разнообразных нарушений упорядоченных коммуникационных
отношений человека, выражающихся в виде невротических расстройств.
На этом основании некоторые исследователи считают невроз «болезнью, обусловленной
действием информации».
Функциональная активность подсистемы восприятия и переработки информации определяется
рядом ведущих звеньев, обычно включающих: 1) поиск информативных данных, осуществляемый
человеком как осознанно активно и целенаправленно, так и пассивно, подсознательно; 2) восприятие,
анализ и синтез полученной информации, происходящие в различной степени на всех уровнях в
центральной нервной системе; 3) хранение информации; 4) использование информации. При этом
восприятие человеком любой информации (особенно осознанной речевой) никогда не бывает чисто
пассивным и созерцательным актом. По данным С.Л.
Рубинштейна (1946), «воспринимает не
изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии... всегда в
той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности,
интересы, стремления, желания и чувства». /31-
С.253/ Любой акт познания человеком окружающего
возможен лишь благодаря сложной психической деятельности, способствующей слиянию новой
информации с уже усвоенной. Предметное познание окружающего «есть процесс обобщения
(информации. Ю.А.), т.е. установления связи данного единичного с общим, присущим данной группе
явлений». /32- С.205/
При изучении в клинической практике больных с невротическими расстройствами во многих
случаях достаточно четко видна зависимость адаптированной деятельности от полноты имеющейся у
человека информации и соответственно зависимость психической дезадаптации от недостатка
информации. В этом находит отражение общая закономерность всех стабильно функционирующих
информационных систем: чем избыточнее объем информации, возможности контроля ее достоверности
и использования, тем больше оснований для нормального, адаптированного осуществления
функциональной деятельности системы, в том числе и в особых, экстремальных условиях. Отсюда
следует, что чем меньше у человека в силу тех или иных причин объем информации по какому-либо
вопросу (а это может быть связано с недостаточным использованием возможностей ее нахождения,
восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения), тем больше вероятность того, что в случае
необходимости решения этого вопроса в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного
состояния и развитие нервно-психического расстройства.
Причиной отсутствия необходимой информации или невозможности ее использования,
приводящей к психической дезадаптации человека, могут являться различные факторы, как
биологические (в частности, неодинаковые по своей локализации очаговые поражения головного
мозга), так и социально-психологические. Под влиянием этих факторов все звенья, обусловливающие
функциональные возможности переработки информации (ее поиск, восприятие, анализ, синтез,
хранение и использование), могут разрушаться, функционировать извращенно или на сниженном
уровне (ослабленно). Различные сочетания нарушенной деятельности этих звеньев определяют
варианты психических расстройств, возникающих вследствие изменения функциональных
возможностей восприятия и переработки информации.
Социально-психологические причины, обусловливающие наряду с органическими
расстройствами изменение возможностей поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и
использования информации, чрезвычайно многообразны. Характер развития индивидуальных
способностей к восприятию различного рода информации, возможности тренировки памяти,
|