Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 298 
Next page End  

связи с этим уместно поставить вопрос: по отношению к чему оценивается модальность, биологический
знак этого эмоционального состояния? Анализ функциональной системы поведенческого акта позволил
выделить два принципиально различных типа взаимодействия мотивационного и эмоционального
возбуждения и высказать положение об эмоциональном возбуждении как детерминаторе
функциональной системы поведенческого акта (Вальдман А.В. и др., 1976, 1979). В первом случае
эмоциональное возбуждение является производным от доминирующей мотивации, входит в
архитектонику функциональной системы данного поведенческого акта и способствует
целенаправленному поведению, ускоряя течение психофизиологических процессов поведенческого
континуума. Это полностью соответствует представлениям К.В. Судакова (1971, 1979) о биологической
мотивации как вызванном ведущей потребностью организма эмоционально окрашенном возбуждении,
способствующем формированию поведения, ведущего к удовлетворению исходной потребности.
Ослабление уровня этого эмоционального (мотивационного) возбуждения, например, психотропными
средствами без изменения уровня самой мотивации приводит к ухудшению временных и качественных
показателей поведенческого акта. Иная ситуация складывается, когда преобладающее эмоциональное
состояние по своему биологическому знаку и содержанию не соответствует доминирующей мотивации.
Это нарушает адекватность поведения, дезорганизует целенаправленное поведение и даже может
полностью трансформировать его структуру. Такое нарушение как раз и характерно для конфликтной
ситуации — основного способа моделирования у животных психопатологических состояний типа
невроза. То же имеет место и при развитии психологической дезадаптации у людей. Длительно
персистирующий эмоциональный фон, не связанный с осознанной потребностью и информацией о
возможности ее удовлетворения (Симонов П.В., 1981), существенно отражается на адекватности
поведения и реагирования. Модуляция этого доминирующего эмоционального состояния посредством
фармакологических веществ (Вальдман А.В., 1975) способствует восстановлению адекватного
поведения.
Таким образом, эмоциональное возбуждение, входящее в функциональную систему ответной
деятельности, не может изолированно квалифицироваться как «положительное» или «отрицательное» с
позиции внешнего воздействия, вызывающего ответную реакцию (например, пищевое подкрепление
или электроболевое воздействие). Развитие павловской идеи подкрепления позволило шире оценивать
сущность образования условнорефлекторных связей и ответного . поведения с позиций того
сигнального значения раздражителя, которое было сформировано на базе предыдущего подкрепления.
Именно соотношение сигнала с качеством подкрепления решает вопросы, вызовет ли определенный
раздражитель положительное или отрицательное субъективное отношение к этому сигналу, каковы
будут цель поведенческого акта, характер его формирования и реализации. Наиболее ярким примером
этого могут служить эксперименты по образованию положительного пищевого условного рефлекса на
ноцицептивное раздражение кожной поверхности. С биологических позиций субъективное состояние
(эмоция) положительно, если оно соответствует деятельности. В оборонительном поведении — это
состояние ярости, в избегании — то, что можно назвать страхом, в пищевом — это аппетит и т.д. Оно
положительно потому, что зиждется на положительном подкреплении (по прошлому опыту) как
результат достижения цели данной мотивации («победил», «осуществил», «спасся», «убежал», «наелся»
и т.д.).
Положительный знак эмоции определяется не самим воздействием как таковым, а его
соответствием деятельности. Поэтому боль может восприниматься как положительное эмоциональное
состояние, если она входит в функциональную систему деятельности, как, например, при некоторых
ритуальных религиозных актах у человека. Даже самое сильное эмоциональное напряжение,
соответствующее мотиву деятельности, завершающейся ожидаемым результатом, не приводит к
развитию эмоционального стресса или реактивного состояния. Афферентация, свидетельствующая об
успешном и достаточном действии, и субъективное эмоциональное ощущение как критерий
положительного законченного действия (положительное подкрепление) обеспечивают прекращение
дальнейшего развития центральных генерализованных возбуждений. Аналогично развивается процесс
организации действия при дистантном восприятии «угрозы», субъективно переживаемом негативном
отношении к ситуации (воздействию), если действие реализуется по намеченной программе.
Эмоциональное возбуждение способствует активизации механизмов управления действием, принятию
решения о конкретном способе осуществления ответного поведения, ведущего к достижению цели.
Подобная реакция не приводит к развитию эмоционально-стрессового состояния.
Качественно иные отношения складываются, если в ситуации «угрозы» (и при соответствующем
субъективно окрашенном переживании) организмом не может быть использован ранее фиксированный
Hosted by uCoz