которые могут быть документированы на уровне биоэнергетических нейрохимических или мембранных
процессов мозга. То же относится и к эмоционально-стрессовым реакциям.
Углубленное понимание этой проблемы, как следует из клинических наблюдений и данных
экспериментальных исследований, возможно только при учете динамичности развития психогенных
патологических реакций. При этом следует различать: 1) комплекс непосредственных
психофизиологических реакций, развивающихся при восприятии и переработке информации,
актуальной для личности и субъективно воспринимаемой как эмоционально-значимая (негативная); 2)
процесс психологической адаптации к эмоционально-негативным переживаниям, сопряженный с целым
рядом динамично развивающихся биохимических и физиологических процессов адаптации; 3)
состояние психической дезадаптации (срыв), проявляющееся нарушением поведения, нарушением
упорядоченности коммуникантных связей и отношений, комплексом соматовегетативных сдвигов. Этот
континуум состояний принципиально сближается с общими фазами развития стресса, но оценивается не
по соматическим, а по психологическим и психопатологическим проявлениям.
На каждом уровне психологическая реакция сопровождается широким комплексом
физиологических сдвигов вегетативные, гуморальные (симпатико-адреналовые, эндокринные)
корреляты обнаруживаются при любом эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном)
и в период психологической адаптации к стресс-воздействию, и в фазу психологической дезадаптации.
Если исходить из того, что эмоция состоит из психического компонента («эмоционального
переживания» и комплекса физиологических проявлений), обозначаемого как «выражение эмоций», то
вегетативные реакции, сопутствующие разным эмоциональным состояниям, являются наряду с
соматическими эффектами частной формой эмоционального выражения. Моторные и вегетативные
проявления могут быть скоррелированы с типом ответной реакции. Однако по комплексу этих
физиологических реакций, несмотря на возможность их объективной и количественной регистрации,
далеко не всегда представляется возможным четко дифференцировать динамику психологического
состояния в отрыве от характера поведенческого выражения.
Если эмоциональный стресс характеризовать как обусловленное психологической «угрозой»
переживание, которое лишает человека возможности достаточно эффективно осуществлять свою
деятельность, то в таком контексте между биологической эмоцией и эмоционально-стрессовой реакцией
нет отличия. Острый эмоциональный стресс, т.е. немедленная психологическая реакция на
конфликтную ситуацию, в своей основе имеет эмоциональное возбуждение, выступающее в качестве
дезорганизатора адекватной деятельности, особенно тогда, когда содержание эмоции противоречит
целям и задачам деятельности. Это составляет традиционную и хорошо изученную в психологии
проблему влияния эмоций на осуществление мотивационно-поведенческих реакций. Возникающие при
функциональных нарушениях мозга «психопатологические проявления» И.П.
Павлов расценивал как
признаки нарушения адаптации животных к окружающему миру. Он видел в этом нарушение связей,
соотношений между мозгом и внешней средой. Если нарушение условного рефлекса отражает
изменение ранее адекватной реакции на внешний сигнал (т.е. нарушение ранее выработанной и
закрепленной центральной интеграции), то такую же нейрофизиологическую ситуацию отражает и
нарушение адекватности поведения животного. Л.В. Крушинский (1977) квалифицирует поведение как
один из важнейших способов адаптации к многообразным условиям среды. Формы адаптации не
исчерпываются только приобретением навыка (условного рефлекса) в процессе индивидуальной жизни,
но к ним относятся и элементарная у животных рассудочная деятельность (т.е. способность улавливать
простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды), и
возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.
Развитие невротических и эмоционально-стрессовых состояний у человека, как уже отмечалось в
предыдущем разделе, связано с нарушением функциональной активности барьера психической
адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и
переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т.е.
эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение
механизмов психической адаптации ведет к нарушению процессов управления и регулирования.
Не только у человека, но и у животных при развитии невротизации на стадиях, переходных
между нормой и патологией, раньше всего обнаруживаются изменения наиболее сложных форм
приспособительного поведения и нарушение относительно стабильного стереотипа реакций на
окружающую ситуацию. Именно такие проявления могут расцениваться как психическая дезадаптация.
Более резкое выявление нарушений происходит в эмоционально значимой ситуации, в обстановке,
требующей нестандартного решения.
|