расспроса больных, то экспериментальный метод в патопсихологии позволяет отделить причину того
или иного явления от условий и дает возможность последовательно перейти от описания феноменов к
анализу причин и механизмов симптомообразования. Причинно-следственные отношения в
психопатологии не являются простыми, однозначными, и именно в процессе психологического
эксперимента эти связи становятся более очевидными. Экспериментальный анализ каждого симптома в
условиях психологического исследования позволяет обнаружить те условия, в которых этот симптом
усиливается, ослабляется или меняется качественно.
В связи с тем что экспериментально-психологические методы оказались незаменимым
подспорьем в оценке различных функций интеллекта памяти, внимания, логического мышления,
ассоциативных процессов, способности к обобщению, а также при изучении эмоционально-волевой
сферы («уровень притязаний», «выбор ценностей», «самооценка»), они получили широкое
распространение в клинической практике в качестве тонкого и достаточно объективного инструмента,
позволяющего уточнять особенности психопатологического процесса, глубину психических нарушений
и нарастающего личностного дефекта.
Однако в клинике пограничных психических расстройств психологические и особенно
психодиагностические исследования необходимы не только как один из параклинических,
вспомогательных методов, используемых для уточнения диагноза и учета эффективности проведенного
лечения. Эти исследования приобретают характер глубокого многоуровневого изучения личностных
свойств больного и его эмоционального состояния.
Психодиагностика представляет собой широкий спектр психологических тестов, направленных
на исследование личностных свойств эмоциональных особенностей, мотивации, интеллекта, стиля
поведения, иерархии ценностей, социальной направленности индивида. Эти тесты отличает
формализованный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и стандартизация этих
оценок в соответствии с нормативами определенной популяции. Психодиагностические методы широко
используются в прикладных аспектах (дифференциальная диагностика, практическое
консультирование, психотерапия), при этом реализуется тот специфический подход к изучению
человека, который выявляет «диагностику состояния, свойств и возможностей» индивида. Это
позволяет дифференцировать практическую работу «с каждым конкретным человеком в целях его
воспитания и обучения, профилактики и лечения» (Ананьев Б.Г., 1980). Следует подчеркнуть, что
психодиагностика весьма эффективно используется также в качестве тонкого психологического
инструмента в научно-исследовательской работе как психологов, так и клиницистов разнообразных
специализаций.
Ни в коей мере не подменяя клинического (психиатрического) диагноза, психодиагностика
позволяет раскрыть массив «айсберга» внутриличностных проблем больного, лишь верхушка которого
находится в поле зрения врача. То, что раскрывается в результате психодиагностического исследования,
является сочетанием генетически заданной предиспозиции, конституционально обусловленного типа
реагирования, свойств характера, оценки степени личностной зрелости, особенностей социально-
психологических проблем и связи актуального состояния больного с психотравмирующими факторами,
в числе которых нередко оказываются сложные межличностные отношения. Если эти аспекты не
учитываются, то вряд ли может быть успешным лечение больного. Именно с помощью
психодиагностических методов можно более полно подойти к реализации принципа «лечить не болезнь,
а больного». Целостный подход, при котором биологические и социальные факторы рассматриваются в
единстве, предполагает изучение психогенного воздействия как этиопатогенетического фактора. При
этом он не может рассматриваться только с точки зрения тяжести и длительности психогении.
Объективно сильное психогенное влияние при равных условиях лишь у некоторых личностей приводит
к неврозу. Это свидетельствует о важности такого фактора, как конституциональная предиспозиция и
разная степень чувствительности к различным воздействиям. Значимость психогенных факторов
варьирует у разных личностей в зависимости от иерархии ценностей и социальной направленности
каждого человека.
Психодиагностические методы в процессе исследования с помощью разного по форме и
содержанию стимульного материала опосредованно на основании чаще косвенных, чем прямых,
признаков позволяют очертить целостный образ личности человека. Тесты, направленные на изучение
структуры интеллекта, и методы, ориентированные на выявление эмоционально-личностных
особенностей, в основном направлены на целостное восприятие личности обследуемого и оценку
состояния или стрессоустойчивости.
В русле медико-профилактического направления, ориентированного на изучение контингента
|