В 1955 году еще при жизни Юнга была основана Международная ассоциация аналитических
психологов (МААП). При своем возникновении она насчитывала около сорока членов. В 1958 году был
проведен первый Конгресс, представлявший уже 150 аналитиков, организованных в восемь
региональных групп. Сегодня их число перевалило за две тысячи, и в различных странах мира
действуют тридцать две организации.
Кроме этого, существует множество организаций с открытым членством, таких как «Друзья
Юнга» или Аналитические клубы, ведущие свое начало от Клуба аналитической психологии в Цюрихе,
созданного в 1916 году. Клубы принимают в свои члены людей, имеющих более ста часов личностного
анализа. Круг участников аналитического движения на Западе расширяется и за счет большого числа
людей, читающих аналитическую литературу и посещающих учебно-просветительские программы,
организуемые институтами аналитической психологии. В России интерес к Юнгу пока никак не
организован, хотя сюда периодически приезжают известные аналитики-юнгианцы с чтением лекций и
ведением практических семинаров. Есть надежда, что с расширением здесь публикаций работ по
аналитической психологии формализация такого интереса рано или поздно произойдет.
Главными вопросами, на которые современная аналитическая психология продолжает искать
ответы, остаются все те же, заданные еще Юнгом:
Как работает психическое?
Что приводит к психологическому развитию?
Каждый здесь находит свои собственные ответы, но есть и нечто общее, что связывает эти
ответы в профессиональных аналитических группах. За последние десятилетия произошло более или
менее отчетливое распределение характера ответов по разным группам, или школам. Лондонский
аналитик-юнгианец Эндрю Сэмуэлс (1985) выделяет здесь три основные школы: Классическую.
Развития и Архетипальную.
Классическая школа исходит непосредственно из юнговских формулировок. Она настойчиво и
последовательно исследует то, что сказал сам Юнг. Не удивительно, что она возникла и сформировалась
в Цюрихе. Школа развития ведет свое начало в Лондонском обществе аналитической психологии. Ее
лидером называют Майкла Фордхама. Школа развития имеет своих представителей также в Германии и
США. Здесь основной акцент делается на влияние переживаний раннего детства на психику взрослого
человека. Фордхам и его последователи остаются в юнгианской парадигме, хотя и рассматривают
архетипические паттерны в естественных процессах развития, начинающегося в младенчестве.
Третья новейшая школа представлена, прежде всего, работами Джеймса Хиллмана. Являясь
творческим продолжателем идей Юнга, он пишет, что имена для психологии, разработанной Юнгом,
юнговская, аналитическая, комплексная «не были адекватны той психологии, которую они пытались
обозначить». Хиллман утверждает, что, хотя Юнг сам и не использовал термин «архетипальная
психология», он мог бы это сделать, если
бы прежде всего принялся за разработку своего понятия
архетипа. Ведь позже, когда это было сделано, архетип стал основополагающей идеей в аналитической
психологии. Но работы самого Хиллмана вывели развитие архетипальной психологии за пределы
юнговских представлений о психическом. Хиллман весьма серьезно относится к тому, что греческое
слово psyche (Психея) означает еще и «душа», а не только психическое. В этом смысле психология, по
Хиллману, это «делание души», ее создание, строительство, производство.
В новейшей истории постюнгианской аналитической мысли достаточно ясно обозначился
условный «водораздел» по вопросу о соотношении «символического» и «клинического». [Эта тема
оказалась настолько важной, что ей был посвящен Международный конгресс аналитиков-юнгианцев,
состоявшийся в 1983 году в Иерусалиме. /20/]
Классическая и Архетипальная школы более склоняются к символическому подходу, в то время
как школа Развития настроена скорее на клинический «лад». Со стороны вначале может показаться, что
противопоставление клинического и символического не так уж и существенно. В конце концов,
психотерапия не что иное, как специфический вид клинической работы, а юнгианский клинический
анализ сам по себе непосредственно имеет дело с символическим, то есть с увязыванием сознательных
переживаний с бессознательными содержаниями. Некоторые из этих связей устанавливаются путем
сновидений и фантазий; другие с помощью личностной истории, взаимоотношений с телом, природой,
социальными или политическими событиями.
|