до сознательной применяемости. Оно подвергается укрощению. Оно переводится из инстинктивного,
неукрощенного состояния в состояние управляемое. Это описывается в стихе, который гласит: «Когда
властители, щедрые владыки, извлекли его (Агни) своею мощью из глубины, из образа быка». (Vedic
Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.147)] Действие, вызванное ритуальным высверливанием огня или
произнесением гимнов, представляется, конечно, верующему как магическое действие объекта; на самом
же деле это есть «завороженность» субъекта, а именно повышение чувства жизни, освобождение и
увеличение жизненной силы, восстановление психического потенциала.
6. В этом смысле говорится: «Хотя он (Агни) незаметно исчезает, однако молитва прямым путем
идет к нему. Они (молитвы) вывели на поверхность текущие потоки rita». [Vedic Hymns. (Sacred Books of
East, 46) P.147]
Возвращение чувства жизни, чувства льющейся энергии, вообще охотно сравнивается с
вырвавшимся ключом, или с весенним таянием сковывающего зимнего льда, или с дождем после
продолжительной засухи. [Ср. с этим Песнь Тиштрии. /47- §395,439, сноска 47/]
С этим совершенно согласуется еще следующее место: «И стали изливаться ревущие молочные
коровы rita, с их полными выменами. Реки, издалека умолившие (богов) о милости, прорвали своими
потоками средину скалы». [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.88]
Эта картина ясно указывает на напряжение энергии, на освобождение запруженной либидо. Rita
является здесь
как владеющий благодатью или «ревущими молочными коровами», как истинный
источник освобожденной энергии.
7. С этим образом дождя, освобождающим либидо, согласуется еще и следующее место: «Туманы
несутся, тучи гремят. Когда они его, распухшего от молока rita, приводят на самый прямой путь rita, тогда
Ариман, Митра и Варуна, он, обходящий землю, наполняют кожаный мешок (тучу), в зачинающем лоне
нижней (атмосферы)». [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.103]
Агни это тот, который распухает от молока rita, он сравнивается здесь с силой молнии,
вырывающейся из скопившихся, насыщенных дождем туч. Rita является здесь опять настоящим
источником энергии, из которого родился и Агни, как о том положительно упоминается в Vedic Hymns
(1. с., Р. 161, 7). Rita есть еще и путь, то есть закономерное течение. 8. «Возгласами приветствовали они
потоки rita, скрывавшиеся в месте рождения бога, в его местопребывании. Когда он, разделенный на
части, пребывал в лоне вод, он пил, и т. д.». [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46). P.160,2]
Это место дополняет только что сказанное о rita как источнике либидо, в котором бог живет и из
которого он извлекается в священнодействии. Агни есть положительное проявление либидо, которое
доселе оставалось скрытым; он есть свершитель или исполнитель rita, его «возница» (ср. выше), он
запрягает двух длинногривых рыжих кобыл rita. [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.244,6 и Р.316,3]
Он даже держит rita, как коня, за узду. (Vedic Hymns 1. c., P. 382). Он приводит к людям богов, то есть их
силу и их благословение, а это есть не что иное, как известные психологические состояния, когда
чувство жизни и жизненная энергия струятся свободнее и счастливее, когда лед сломлен. Ницше уловил
это состояние в своем чудесном стихотворении:
«Ты, чье пламенное копье
Раскололо лед моей души,
Так что, бушуя, она устремилась
Вперед, в океан своей высшей надежды».
9. С этим согласуются следующие молитвенные призывы: «Да раскроются божественные врата,
умножающие rita, многожеланные врата, чтобы боги могли выйти чрез них. Да воссядут вместе ночь
и утренняя заря юные матери rita на жертвенной траве» и т. д. [Vedic Hymns. (Sacred Books of East,
46) P.155 и Р.8]
Аналогия с восходом солнца несомненна. Rita появляется как солнце, ибо из ночи и сумерек
рождается юное солнце.
10. «О божественные, легко проходимые врата, раскройтесь для нашей защиты. Преисполните
жертву блаженством: мы приближаемся (с молитвами) к ночи и к утренней заре, к умножительницам
жизненной силы, к двум юным матерям rita».
|