оттенок чудачества, так что такие люди становятся для окружающих загадкой. Внутренняя
поглощенность уменьшает готовность души к восприятию, что ведет к недостатку присутствия духа и
находчивости. Вследствие этого часто возникают затруднительные положения, из которых не удается
найти выход, что в свою очередь является лишним основанием для удаления от общества. К тому же
случающиеся вспышки вызывают путаницу в отношениях с другими людьми, и человек, смущенный и
растерянный, не чувствует себя в состоянии ввести эти отношения в надлежащую колею. Такая
тяжеловесность в приспособлении приносит человеку целый ряд неприятных испытаний, которые
неизбежно вызывают в нем чувство своей малоценности, или горечи, или даже прямо озлобление,
легко обращающиеся против истинных или мнимых виновников несчастья. Аффективная внутренняя
жизнь таких людей очень интенсивна, и благодаря многочисленным отголоскам аффектов слагаются
чрезвычайно утонченные переходы в оттенках и в их восприятии и, следовательно, особая
эмоциональная чувствительность, которая проявляется и вовне в виде особой робости и страха перед
эмоциональными раздражениями, а также перед всякими ситуациями, могущими вызвать подобные
впечатления. Чувствительность направляется особенно сильно против эмоциональных проявлений
окружающей среды. Поэтому резко выраженные мнения, аффективно окрашенные утверждения,
сильные воздействия на чувство и тому подобное отвергаются с самого начала, и притом из страха пред
собственной эмоцией, которая могла бы опять-таки вызвать такой отголосок впечатления, с которым
человек боится не справиться. Из этой чувствительности со временем легко возникает известная
удрученность, основанная на чувстве, будто человек исключен из жизни. В другом месте /72- S.37/ Гросс
склоняется к тому мнению, что «глубокомыслие» является особенно характерной чертой этого типа. Там
же он подчеркивает, что реализация аффективной ценности легко ведет к аффективной переоценке, к
«преувеличению важности» явлений («Zu-wichtignehmen»). Сильное преобладание внутренних процессов
и эмоционального элемента в этом образе позволяет без труда узнать интровертного человека. Гросс
описывает этот тип гораздо полнее, нежели Джордан свой «impassioned type»; однако в главных чертах
этот последний можно было бы признать тождественным с типом Гросса.
В V главе своей книги Гросс отмечает, что в пределах нормальной плоскости оба описанных им
неполноценных типа являются физиологическими разновидностями индивидуальности. Следовательно,
уплощенно-расширенное сознание и суженно-углубленное сознание суть разновидности характера. /72-
S.59/ Тип с расширенным сознанием является, по Гроссу, прежде всего практическим типом благодаря
его быстрому приспособлению к окружающей среде. Внутренняя жизнь не перевешивает у него, ибо он
не доходит до развития крупных комплексов представлений. Эти люди «энергично пропагандируют
собственную личность, а если они стоят на более высокой степени развития, то они пропагандируют и
великие идеи, перешедшие к ним по традиции». [Ср. с этим сходное определение у Джордана.] Гросс
считает, что жизнь чувств у этого типа примитивна, а у вышестоящих представителей его она
организуется при помощи «принятия готовых идеалов извне». Благодаря этому деятельность или,
соответственно (по выражению Гросса), жизнь чувства может стать героической. «Но она всегда
банальна». «Героическое» и «банальное» как будто не подходят друг к другу. Однако Гросс тотчас же
поясняет нам, что он под этим разумеет: у этого типа недостаточно богато развита связь между
эротическим комплексом представлений и остальным содержанием сознания, то есть другими
комплексами эстетической, этической, философской и религиозной природы. Фрейд заговорил бы здесь
о вытеснении эротического элемента. Для Гросса же зрелая наличность вышеприведенной связи
является «настоящим признаком благородной натуры» (с. 61). Для выработки такой связи необходима
более продолжительная вторичная функция, ибо этот синтез может состояться только через углубление
и длительное удерживание в сознании этих элементов. Хотя при помощи традиционных идеалов
сексуальность и может быть загнана на пути социальной полезности, однако она «никогда не выйдет за
пределы тривиальности». Это несколько суровое суждение относится к фактической данности, легко
объяснимой сущностью экстравертного характера: экстраверт ориентируется исключительно по
внешним данным, так что центр его психической жизни всегда посвящен занятию этими данными. Для
приведения в порядок своих внутренних дел у него остается поэтому мало или даже вовсе ничего.
Внутренняя жизнь должна с самого начала подчиняться воспринятым извне определениям. При таких
обстоятельствах не может сложиться и соединение более высокоразвитых функций с менее развитыми,
ибо оно требует много времени и труда, длительной и трудной работы самовоспитания, которая без
|