Navigation bar
  Print document Start Previous page
 218 of 321 
Next page End  

объективными свойствами. Вследствие этого все объективные процессы вступают в сознание,
поскольку они вообще вызывают ощущения. Однако в экстравертной установке только конкретные,
чувственно воспринимаемые объекты или процессы вызывают ощущения, и притом исключительно
такие, которые каждый повсюду и во все времена ощутил бы в качестве конкретных. Поэтому индивид
ориентирован по чисто чувственной фактической данности. Функции, слагающие суждения, стоят ниже
конкретного факта ощущения и поэтому имеют свойства менее дифференцированных функций, то есть
отличаются известной негативностью с инфантильно-архаическими чертами. Естественно, что
вытеснение сильнее всего поражает ту функцию, которая противоположна ощущению, а именно
функцию бессознательного восприятия — интуицию.
7. Экстравертный ощущающий тип
Нет такого человеческого типа, который мог бы сравниться в реализме с экстравертным
ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Он в течение жизни
накапливает реальные наблюдения над конкретным объектом, и чем ярче он выражен, тем меньше он
пользуется своим опытом. В некоторых случаях его переживание вообще не становится тем, что
заслуживало бы названия «опыта». То, что он ощущает, служит ему в лучшем случае проводником,
ведущим его к новым ощущениям, и все новое, что входит в круг его интересов, приобретено на пути
ощущения и должно служить этой цели. Таких людей будут хвалить как разумных, поскольку люди
склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности
же такие люди отнюдь не очень разумны, ибо они подвержены ощущению иррациональной
случайности совершенно так же, как и ощущению рационального свершения. Такой тип — тут, по-
видимому, речь часто идет о мужчинах, — конечно, не предполагает, что он «подвержен» ощущению.
Напротив, он встретит такое выражение насмешливой улыбкой, как совсем не уместное, ибо для него
ощущение есть конкретное проявление жизни; оно означает для него полноту действительной жизни.
Его желание направлено на конкретное наслаждение, так же как и его моральность. Ибо истинное
наслаждение иметь свою особую мораль, свою особую умеренность и закономерность, свою
самоотрешенность и готовность к жертве. Такой человек отнюдь не должен быть чувственным
варваром; он может дифференцировать свое ощущение до высшей эстетической чистоты, ни разу не
изменив даже в самом абстрактном ощущении своему принципу объективного ощущения. Книга
Вульфена (Wulfen) «Руководство к беззастенчивому наслаждению жизнью» /90/ является
неприкрашенной исповедью такого типа. Под таким углом зрения эта книга кажется мне заслуживающей
прочтения.
На более низкой ступени этот тип является человеком осязаемой действительности, без
склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать
объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. Это человек, не лишенный
любезности; напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться; по
временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. В
первом случае великие проблемы жизни зависят от более или менее вкусного обеда, во втором случае
он обладает хорошим вкусом. Если он ощущает, то этим все существенное для него сказано и исполнено.
Для него ничего не может быть выше конкретности и действительности; предложения, стоящие за этим
или выше этого, допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение. При этом совсем не
надо, чтобы они усиливали ощущения в приятном смысле, ибо человек этого типа не простой
сластолюбец, он только желает наиболее сильных ощущений, которые он, согласно с его природой,
всегда должен получать извне. То, что приходит изнутри, кажется ему болезненным и негодным.
Поскольку он мыслит и чувствует, он всегда все сводит к объективным основам, то есть к влияниям,
приходящим от объекта, не останавливаясь перед самым сильным нажимом на логику. Осязаемая
действительность при всех обстоятельствах дает ему возможность свободно вздохнуть. В этом
отношении он отличается легковерием, превышающим всякое ожидание. Психогенный симптом он, не
задумываясь, отнесет к низкому стоянию барометра, а наличность психического конфликта
представляется ему, напротив, болезненной мечтой. Любовь его несомненно основывается на
Hosted by uCoz