выражения. Недостаток возмещается эмотивностью и чувствительностью. Чужое влияние, которое он
извне резко отклоняет, нападает на него изнутри, со стороны бессознательного, и он принуждает
собирать доказательства против него, и притом против вещей, которые посторонним кажутся
совершенно излишними. Так как вследствие недостатка отношения к объекту его сознание
субъективируется, то ему кажется наиболее важным то, что втайне больше всего касается его личности.
И он начинает смешивать свою субъективную истину со своей личностью. Правда, он лично ни на кого
не будет производить давления в пользу своих убеждений, но он ядовито и лично набросится на
всякую, даже самую справедливую, критику. Этим он постепенно и во всех отношениях изолирует себя.
Его первоначально оплодотворяющие идеи становятся разрушительными, ибо они отравлены осадком
горечи. По мере внешнего изолирования в нем растет борьба с бессознательными влияниями, которые
понемногу начинают парализовать его. Повышенная склонность к уединению должна защитить его от
бессознательных воздействий, однако она обыкновенно еще глубже уводит его в конфликт, который
внутренне изнуряет его.
Мышление интровертного типа направлено позитивно и синтетично к развитию идей, которые
все более приближаются к вечной значимости исконных образов. Но если их связь с объективным
опытом ослабевает, они становятся мифологическими и для данного времени неистинными. Поэтому и
для современника это мышление ценно лишь до тех пор, пока оно находится в ясной и понятной связи с
фактами, известными в данное время. Но если мышление становится мифологическим, тогда оно
становится безразличным и вращается в самом себе. Противостоящие этому мышлению сравнительно
бессознательные функции чувствования, или интуирования, или ощущения неполноценны и имеют
примитивно экстравертный характер; этой бессознательной экстравертности следует приписать все
тягостные влияния со стороны объекта, которым подвержен интровертный мыслительный тип. Меры
самообороны и защиты сооружения, которыми такие люди обыкновенно окружают себя, достаточно
известны, так что я могу избавить себя от их описания. Все это служит для отражения «магических»
воздействий; сюда же относится и страх перед женским полом.
3. Чувство
Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Для суждения,
созданного чувством, это обусловливает столь же существенное отличие от экстравертного чувства,
сколь существенно отличие интроверсии мышления от экстраверсии. Несомненно, это очень трудная
задача интеллектуально изобразить интровертный процесс чувства или дать хотя бы
приблизительное описание его, хотя своеобразная сущность этого чувства безусловно бросается в глаза,
если только вообще замечаешь его. Так как это чувство подчиняется главным образом субъективным
предварительным условиям и занимается объектом лишь на втором плане, то оно выявляется гораздо
меньше и обыкновенно так, что вызывает недоразумения. Это чувство, которое, по-видимому,
обесценивает объекты и поэтому в большинстве случаев заявляет о себе в отрицательном смысле. О
существовании положительного чувства можно, так сказать, лишь косвенно догадываться. Интровертное
чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего оно
бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы. Поэтому оно постоянно ищет не
встречающегося в действительности образа, который оно до известной степени видело раньше. Оно как
бы без внимания скользит над объектами, которые никогда не соответствуют его цели. Оно стремится к
внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают некоторый толчок. Глубину
этого чувства можно лишь предугадывать, но ясно постигнуть ее нельзя. Оно делает людей
молчаливыми и труднодоступными, ибо оно, подобно мимозе, свертывается от грубости объекта, чтобы
восчувствовать сокровенные глубины субъекта. Для обороны оно выдвигает отрицательные суждения
чувства или поразительное равнодушие.
Изначальные образы, как известно, в той же степени являются идеями, сколь и чувствами.
Поэтому такие основополагающие идеи, как Бог, свобода и бессмертие, имеют настолько же ценность
чувства, насколько и значение идеи. Согласно этому можно было бы перенести на интровертное
чувство все то, что было сказано об интровертном мышлении, с тем только, что здесь чувствуется все то,
|