мир, он никогда не становится моральной проблемой, так и для интуитивного мир образов тоже
никогда не становится моральной проблемой. Мир как для одного, так и для другого есть эстетическая
проблема, вопрос восприятия, «сенсация». Таким образом, у интровертного исчезает сознание своего
телесного существования, так же как и его воздействие на других. С экстравертной точки зрения о нем
сказали бы: «Действительность не существует для него, он предается бесплодным грезам». Правда,
созерцание образов бессознательного, создаваемых творческой силой в неиссякаемом изобилии,
бесплодно в смысле непосредственной пользы. Но поскольку эти образы суть возможности концепций,
могущих при известных условиях сообщить энергии новый потенциал, постольку и эта функция,
наиболее чуждая внешнему миру, неизбежна в общем психическом домоводстве, так же как и
психическая жизнь народа отнюдь не должна быть лишена соответствующего типа. Израиль не имел бы
своих пророков, если бы этого типа не существовало.
Интровертная интуиция захватывает те образы, которые возникают из основ бессознательного
духа, существующих априори, то есть в силу наследственности. Эти архетипы, сокровенная сущность
которых опыту недоступна, представляют собой осадок психического функционирования у целого ряда
предков, то есть это суть опыты органического бытия вообще, накопленные миллионократными
повторениями и сгущенные в типы. Поэтому в этих архетипах представлены все опыты, которые
издревле встречались на нашей планете. И чем чаще, и чем интенсивнее они бывали, тем явственнее
они выступают в архетипе. Архетип, говоря вместе с Кантом, есть как бы ноумен того образа, который
интуиция воспринимает и, воспринимая, создает.
Так как бессознательное не есть нечто неподвижное вроде психического caput mortuum («мертвая
голова»), а, напротив, нечто принимающее участие в жизни и испытывающее внутренние превращения
превращения, которые стоят во внутреннем отношении к общему свершению вообще, то
интровертная интуиция через восприятие внутренних процессов дает известные данные, которые могут
иметь выдающееся значение для понимания общего свершения; она может даже с большей или меньшей
отчетливостью предвидеть новые возможности, а также и то, что впоследствии действительно
наступает. Ее пророческое предвидение можно объяснить из ее отношения к архетипам,
представляющим собою закономерное течение всех вещей, доступных опыту.
9. Интровертный интуитивный тип
Когда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты тоже создают
своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и
художника с другой. Последний случай можно было бы считать нормальным, ибо этот тип имеет в
общем склонность ограничивать себя восприемлющим характером интуиции. Интуитивный остается
обыкновенно при восприятии, его высшая проблема восприятие и, поскольку он продуктивный
художник, оформление восприятия. Фантазер же довольствуется созерцанием, которому он
предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Естественно, что углубление интуиции
вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он
становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его
искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми
цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми,
возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным
гением, празднозагубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для
«психологических» романов.
Хотя превращение восприятия в моральную проблему лежит не совсем на пути интровертного
типа, ибо для этого необходимо некоторое усиление судящих функций, однако достаточно уже
относительно небольшой дифференциации в суждении, чтобы переместить созерцание из чисто
эстетической в моральную плоскость. От этого возникает особая разновидность этого типа, которая хотя
существенно отличается от его эстетической формы, однако все же характерна для интровертного
интуитивного типа. Моральная проблема возникает тогда, когда интуитив вступает в отношение к
своему видению, когда он не довольствуется больше одним только созерцанием, своей эстетической
|